«Семинар»

1

Image result for Дов КонторерДов Конторер

Два с половиной года назад Нетаниягу навлек на себя резкую и, в общем, заслуженную критику, заявив на 37-ом сионистском конгрессе, что идея уничтожение европейских евреев была подсказана Гитлеру беглым Иерусалимским муфтием Хадж-Амином Хусейни, основоположником палестинского национального движения.Related imageНичто не сделает этот тезис исторической правдой. Роль муфтия в Холокосте была зловещей, значительной и отвратительной, но, принимая его в Берлине 28 ноября 1941 года, Гитлер уже не нуждался в чьих-либо подсказках в связи со способом решения «еврейского вопроса».При этом интересно отметить, что Нетаниягу мог бы сослаться в свое оправдание на авторитет Давида Бен-Гуриона (БГ), также говорившего о муфтии как о возможном «учителе» Гитлера.Об упомянутом выступлении Нетаниягу и о релевантных исторических фактах я писал в свое время в «Вестях» и в ЖЖ; возвращаться к этому сейчас не стану. Ограничусь соответствующей цитатой из БГ и ее контекстом.Начну с контекста. Весной 1947 года БГ понимает, что Великобритания действительно вознамерилась отказаться от мандата на Палестину, и, прислушиваясь к заявлениям арабских политиков, приходит к выводу о том, что с уходом англичан последует вооруженная интервенция всех или нескольких арабских армий с целью не допустить создания еврейского государства.Сегодня это представляется нам очевидным, поскольку так оно и случилось в действительности, но в то время прогноз БГ почти никем не воспринимался всерьез. Было бы полезно при случае написать, как тогда представляли себе будущее другие влиятельные люди в руководстве Ишува, в общенациональном командовании Хаганы (המפקדה הארצית) и в руководящих структурах оппозиционных правых организаций; близорукость и наивность многих из них кажется из сегодняшнего дня поразительной, но в то время она была обусловлена заурядной инерцией: то, что случится завтра, воспринималось как повторение того, что было вчера, т.е. в период арабского восстания 1936-1939 гг., или того, что происходит сегодня, в контексте военно-политической борьбы с англичанами.

Британские солдаты ищут тайник Хаганы в кибуце Садот Ям

Эта борьба, уже утратившая свою актуальность и в то же время препятствовавшая превращению Хаганы из подпольной организации в массовую милицию и прообраз будущей армии, была в высшей степени популярна, она привлекала молодежь, и командиры Пальмаха, наблюдавшие за притоком молодежи в ряды открыто противостоявших англичанам ЭЦЕЛа и ЛЕХИ, болезненно воспринимали решение политического руководства Ишува отказаться от продолжения военной борьбы с мандатным правительством.

Ицхак Садэ заявил в печати, что не считает себя обязанным подчиняться этому решению, и фактически призвал к неповиновению тех, кто прислушивался к его авторитетному голосу. БГ запомнил ему это и позже блокировал назначение Садэ на пост командира одной из первых четырех бригад, к созданию которых военное руководство Ишува приступило в конце 1947 года (эту бригаду, получившую название «Гивати», возглавил Шимон Авидан).

Так или иначе, летом 1947 года БГ столкнулся с огромными трудностями, когда он, основываясь на собственном понимании военно-политической перспективы, потребовал фундаментальной реорганизации Хаганы. Перед тем, как выступить с данным требованием, он в течение мая-июля усердно штудировал военную литературу и ежедневно встречался и подолгу беседовал с командирами Хаганы и Пальмаха, ветеранами Еврейской бригады, региональными военными координаторами, руководителями тайной военной промышленности Ишува и пр. Указанный период его деятельности получил название «семинар», и по его окончании БГ пришел к выводу о том, что Хагана катастрофически не готова к ждущим Ишув испытаниям.

Выступив после своего «семинара» перед Комитетом по безопасности (ועד הבטחון), созданным решением 22-го сионистского конгресса с целью «парламентского контроля» за военной борьбой Ишува против британского мандата, он сказал:

Image result for ‫בן גוריון 1947‬‎По моему убеждению, на арабском фронте нас ждут серьезные перемены… Главная из них состоит в том, что нам приходится теперь опасаться не повторения событий 1936-1939 гг., в ходе которых нам противостояли местные арабы и помогавшие им иностранные банды, а прямого столкновения с арабскими государствами и их регулярными армиями…

Это государства, они имеют возможность приобретать нужное им оружие, нанимать инструкторов… Приняв на себя эту должность (= портфель «министра обороны»), я исходил из того, что вопрос безопасности становится теперь центральным как для Ишува, так и для сионистского движения в целом.

Коснувшись результатов своих бесед с командирами Хаганы, БГ отметил:

Лишь немногие из них проявили скептицизм [в отношении актуальных возможностей Хаганы]… Большинство отвечало с большим оптимизмом, но эти оптимистичные ответы не убедили меня… Даже если они (= арабы) не способны нас уничтожить, им по силам причинить нам огромные потери. Вопрос ведь не только в том, кто одержит победу в войне, но и в том, какой ценой будет добыта победа.

В этом выступлении БГ, учитывавший специфику форума, к которому он обращался, все же старался демонстрировать сдержанность и оптимизм. Со своими товарищами в руководстве МАПАЙ он был откровеннее. Указав им на то, что политическая борьба с англичанами поглощает основную энергию Ишува и отвлекает его лидеров от главной задачи, связанной с предстоящим военным столкновением с арабами, он изложил им печальные выводы, к которым пришел уже после первого месяца «семинара» (цитируемое ниже выступление имело место 29 мая 1947 года):

Те из вас, кто все еще думает, будто у нас есть необходимые силы и средства для защиты Ишува, тешат себя иллюзиями…

То, что подготовлено [нами,] готовилось для задач вчерашнего дня, но не для того, с чем мы столкнемся завтра и послезавтра. К завтрашним задачам не готова ни одна из частей Хаганы. Пальмах имеет серьезные достижения, но и его состояние далеко от того, чтобы соответствовать характеру ждущих нас испытаний…

Ни бойцы, ни командиры не имеют необходимой подготовки, и в первый же момент [столкновения с регулярными арабскими армиями] нас ждет ужасное, трагическое поражение…

Необходимо начать все с начала, учитывая, что есть организованный арабский мир, государства, армии. Понятно, что они не выдерживают сравнения с европейскими армиями, но сравнивать их приходится с отсутствием какой-либо армии у нас.

Нам необходимо проделать немалый труд, для успеха которого следует прежде всего выбить из головы у тех, кто имеет касательство к данному кругу проблем, ложную мысль о том, будто у них имеются необходимые силы и средства. Нет практически ничего, кроме доброй воли и потенциала…

Военное дело – это ремесло, и им необходимо овладеть как следует. Мы его не знаем пока, но можем узнать… Некоторые из сидящих здесь товарищей имеют отношение к военным вопросам и они сейчас наверняка поражаются тому, что я говорю, и думают, что я сгущаю краски. На самом деле я ничего не сгущаю, напротив. Своих истинных мыслей я вам даже раскрывать не хочу.

 

Предлагавшаяся БГ реорганизация Хаганы и переориентация финансовых ресурсов сионистского движения на экстренную закупку оружия за границей (даже если доставить это оружие в Эрец-Исраэль было пока невозможно) затрагивала сложившиеся концептуальные представления и, что не менее важно, личные и фракционные интересы многих людей, так что в течение лета 1947 года ему приходилось раз за разом возвращаться к данному кругу вопросов, продавливая свои конкретные инициативы и предложения тех военных специалистов, которым он доверял.

При этом, если весной БГ еще исходил из того, что у Ишува имеется два года до ухода англичан и столкновения с регулярными арабскими армиями, то летом соответствующая оценка сильно сократилась, хотя полной ясности в связи с вопросом о том, когда именно уйдут англичане, не было до поздней осени 1947 года.

В данном контексте следует рассматривать выступление БГ перед Исполкомом ВСО (הוועד הפועל הציוני) в конце августа 1947 года; именно в этом выступлении БГ, пытавшийся переломить настроение сионистского руководства, позволил себе высказывание, указывавшее на муфтия как на возможного «учителя» Гитлера:

Если ориентироваться на общественное мнение, царящее в сионистском движении и дающее знать о себе во многих закрытых совещаниях и публичных дискуссиях, то вопроса о безопасности Ишува как будто и не существует вовсе. Движение занято совершенно другими вопросами…

Эти вопросы называют у нас политическими, им-то и уделяется основное внимание. Вынужден оспорить эту господствующую у нас точку зрения. Центральной для нас является в настоящее время проблема обеспечения безопасности Ишува, ставшая равноценной вопросу о том, осуществит ли сионизм свои замыслы или бесславно сойдет с исторической арены…

Мы стоим теперь не просто перед опасностью возобновления разбоя и террора, не раз мешавших в прошлом нашей работе, но перед фактом подготовки действий, рассчитанных на то, чтобы подрубить корни Ишуву, устранить «сионистскую опасность» и уничтожить евреев Эрец-Исраэль.

Достижение этого результата окажется возможным, если мы не осознáем характера и масштабов нависшей над нами опасности и не подготовимся своевременно к ее отражению. Неофициальный план, вынашиваемый в окружении молчащего пока муфтия, бывшего партнером Гитлера в уничтожении евреев Европы, состоит в том, чтобы подключить к решению этой задачи арабские армии…

[В случае осуществления этого замысла нам будет противостоять] регулярная армия численностью в 120 тысяч военнослужащих, прошедших какую-то подготовку и вооруженных современным оружием, несравнимо превосходящим всё, что имеется теперь в распоряжении Ишува. Нам следует отказаться от легкомысленного оптимизма и признать, что в Эрец-Исраэль может случиться то, что случилось в Европе, и это может случиться уже в скором будущем, если мы не возьмемся безотлагательно за самую серьезную подготовку, требующую изменения внутренней и внешней стратегии сионизма…

Нам скоро придется иметь дело не с политическими противниками, а с друзьями, учениками и, может быть, учителями Гитлера, знающими один только способ решения еврейского вопроса: тотальное уничтожение. Именно к этому мы должны быть готовы. Именно в этом состоит практический смысл того вакуума, который возникнет в Эрец-Исраэль с уходом англичан… Без мобилизации всего движения и всего Ишува для устранения угрожающей нам тотальной опасности не будут иметь ни малейшей ценности наши политические планы, дискуссии и достижения, будь то в комиссиях ООН, на Генеральной Ассамблее или в чьих-то столицах.

 

В общем, всё. Можно ли поставить в вину БГ эту риторическую вольность? С учетом актуальной в то время угрозы и стоявшей перед БГ мобилизационной задачи такой упрек едва ли будет оправдан. С упомянутым выше высказыванием Нетаниягу дело обстоит сложнее, даже с учетом его наилучших намерений. Высказавшись так, как он высказался, Нетаниягу объективно спровоцировал критику, которая без труда демонстрировала свою обоснованность.

 

Авторский блог

Май 2018

 

Об авторе

Блог новостей из Иерусалима
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 комментарий

  1. Roman Cenz на

    То, что говорил Жаботинский за десятилетия до бен Гуриона.. Но тогда Бен Гурион честил его «м ли артистом», а потом-«Владимиром Гитлером». В какой-то момент Бен Гурион понимает, что Жаботинский прав, перенимает его идеи (не упоминая ни авторства, ни своих прошлых заблуждений) и несёт их в массы.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0