О цветах джихадов

Беседа с Айзеком Левиным (США)

 

Иегуда Ерушалми (Израиль)

 

Несколько недель назад стойкий с 2011 г., блогер Айзек Левин   раскритиковал  выдвинутую мной в начале века концепцию «разноцветных джихадов».

Мне не привыкать, он не оригинален. Будучи опубликованной более 10 лет назад, эта концепция, описанная в пятичастном эссе «Цвета джихадов», вызывала у «мыслящих людей» (определение газеты «Гаарец»), мягко говоря, яростную злобу.

Так же, и Айзек Левин, продемонстрировав почти полное ее неприятие, все же, был настолько добродушен, что мы договорились о том, что я, систематизировав нашу переписку в виде критических пассажей и вопросов,- с его стороны, и ответов — с моей, постараюсь разъяснить не слишком ясные для понимания места моей концепции, ибо она, безусловно, не идеальна в качестве дидактического материала, а позитивной критики я, к сожалению не получал, одни лишь потоки злобы, безграмотные, в основном, и не направляющие на устранение принципиальных ошибок и неточностей.

***

 

Айзек Левин (А.Л.) Я читал все ваши части «цветов» и хочу не спорить, а цивилизованно пообщаться, прилагая конструктивную критику с обеих сторон. Ваши «Беседы со Львом Мадорским об израильском бытии» великолепны. Тут вы спец. А как теоретика истории я бы вас с печалью оставил бы на второй год. Не ваше это.

 

И.Е. Спасибо за ложечку меда перед большой бочкой дегтя. Думали, она перебьет амбрэ бочки? Да и в моем лице не на того напали. Не люблю сладкое.

Что касается истории, то можете не печалиться. Ни одного года этой псевдонаукой не занимался. Следовательно, теоретиком ее быть не могу. Как можно быть теоретиком того, что не существует? Вот, скажем, у нашего премьера есть любимый рефрен: «Ничего не будет, потому что ничего не было». И я с ним согласен! В широком смысле.

А.Л. В «цветах» вы начали «за здравие»:

“….И плакатуха эта, смещая и путая понятия, уводит от восприятия реальной действительности… ”

— когда ратуете за разграничение фашизтухи и джихатухи.

И.Е. Извините, я вас перебью. Давайте, все же обсуждать написанное мною, а не придуманное вами. Слово «плакатуха» из моего студенческого сленга, в данном случае, не принципиально. Переиздавая «Цвета», я мог бы его безболезненно убрать.

А.Л. Я согласен с понятием «зеленый джихад». Это в контексте исламизма вполне. Но затем вы наклеиваете этот исламский ярлык на все видимые историей проявления религиозного и идеологического тоталитаризма, включая не-тоталитарную социал-демократию (розовый Джи)?

И.Е. Опять — 25! У меня в тексте нигде нет слова «исламизм», поскольку никакого «исламизма» на свете нет, и никогда не было. Вот это и есть — самый настоящий ярлык.

А есть ислам — религиозно-политическое учение, созданное Мохаммедом (персональным или коллективным), и одним из краеугольных камней этого учения и его практики является джихад.

Это не ярлык, а это — система деятельности, которая несколько раз за последние 14 веков cхожим образом воспроизводилась в разных человеческих сообществах.

И я, всего лишь, попытался ее  систематизировать.

А  желание сделать это , у меня возникло по двум причинам.

Первая в том, что спорадически, мыслители разного уровня и знатности, начиная с минимальнозарплатного желтогазетчика и до великого Черчилля, подмечали «точечно» аналогии некоторых текущих событий, явлений с классическим, мохаммедовым джихадом. И это меня натолкнуло на размышления: а когда же аналогии правильны, а когда ошибочны?

Ведь, жизнь, в общем-то коротка, и человеку свойственна некоторая событийная близорукость: сам видел, с папой произошло, бабушка рассказывала… И потому события единого процесса, длящегося много веков и, порою уходящего, скрываясь на время из виду, зачастую воспринимаются как разные, а то и не связанные между собой.  Мне же хотелось увидеть и оценить все эти дела, как бы, издалека.

Вторая же причина — достаточно личная, воспитанная десятилетиями работы по созданию новой техники, зачастую не имевшей аналогов.  Среди прочего, пришлось заниматься классификацией, терминологией, пробиваясь среди туч информационного мусора, поднимаемых борьбой за единство противоположностей между производителем и потребителем, и, добиваясь, в конце концов, приемлемого уровня взаимопонимания.

Ну и образование, и профессиональные навыки. Ведь, скажем, органолептически трудно перепутать воду с электричеством, однако, основные процессы в гидродинамике и электродинамике формально описываются одними и теми же математическими уравнениями…

А.Л. …Например ваш новояз: «Глобальный Халифат Демократии» разве не противоречит заявленной раннее вами же: «плакатуха эта, смещая и путая понятия»?

И.Е. Если принять, все положения моего эссе, особенно, изложенные в конце первой части, признаки понятия «джихад», то — нет! Не будет никакой путаницы понятий, идущей от «плакатухи», которую надо заменить на логический анализ процесса, его критериев. А не руководствоваться глушилкиным воем безграмотных СМИ и хором дикой толпы.

Процитирую себя, любимого, для ясности:

Итак, чем характерен джихад:

  • замахом на всемирность, создание единого народа — новой исторической общности, связанной единой идеологией;
  • полной централизацией власти;
  • унитарностью интеллектуальной жизни: языка, культуры, не допускающим отклонений безукоризненным следованием «единственно верному учению», которое в глазах участников джихада является высшей целью жизни и смерти;
  • принуждением покоренных народов к следованию «единственно верному учению», либо их уничтожением;
  •  массовой переориентацией ментальности населения с трудовой производительной этики (если таковая была) на этику ратного «труда», иначе говоря, милитаризация психологии масс.

Результатом этого принуждения возникают устойчивые психологические комплексы в духе «единственно верного учения», а также — «новый человек», которого, вслед за Ч.Айтматовым, можно назвать «манкуртом».

Если принять приведенные выше признаки джихада за основные, то по их совокупности многочисленные мировые войны: завоевательские походы Древнего мира, монгольское нашествие, наполеоновские походы, колониальные войны европейцев (за исключением тех, о которых речь пойдет ниже), не могут считаться джихадами. У агрессоров либо не было претензий на всемирность, либо — «единственно верного учения» или цели создания «нового человека».

 

А.Л. Халифат демократии — это похоже на индейское словечко «огненная вода»…

И.Е. Давайте не будем употреблять слово «демократия», чтобы не отвлекаться! За годы, прошедшие  после написания этого эссе, я пришел к выводу, что имя существительное «демократия» не имеет смыслового наполнения, и потому не может служить термином. Я уже несколько лет его не употребляю и всем другим советую…

А.Л. Вы открываете, что идеи джихада, Корана повлияли на Маркса и поэтому коммунизм это «красный джи»?

И.Е.. Не открываю, а предполагаю, и как могу, обосновываю. У меня в эссе это все написано. Читайте!

А.Л. Но ведь до Корана были и Тора и Евангелия и вы сами писали,что это все повлияло на ислам.

И.Е. Причем здесь я? До меня об этом влиянии написал Мохаммед. Правда, в несколько других выражениях.

А.Л. Но Тора, а значит и Сионизм Моисея были до Евангелий. И Маркс, как выкрест, должен был находиться под влиянием этих более древних «джихадов»?

Ой, или джихад еще не изобрели идеологи Торы и раннего христианства?

И.Е. Я считаю, что до Мохаммеда не было джихадов. Тора, безусловно, не призывает к джихаду. Вы, к сожалению, не вникли в критерии того, что я джихадом называю я.

Поясню: одна из главных целей джихада — захват всего мира под единой властью и заселение его одними лишь «правоверными».

Тора же, провозглашает Высшую цель: ИЗБРАННЫЙ ГОСПОДОМ народ должен прийти и заселить Эрец Израэль, маленькую толику мира, и жить в ней отдельным народом по Заповедям Господа. И по сюжету Торы, «избранный народ» бывал не раз наказан за уход от Высшей цели.

Т.е., — ничего общего с джихадом.

Некоторые намеки на ряд признаков джихада мелькают в базовой христианской литературе, но разрозненно, и не создавая «критической массы». Христианам для осуществления джихада, на мой взгляд, успешного («Черного»),  понадобились пример и опыт первой волны Зеленого джихада мохаммедан и дополнительные 800 лет.

А.Л. Откуда же он тогда у вас «белый Джи»? Мне кажется, что-то у вас не клеится? А давайте я придумаю и голубой джи, которым Моисей казнил египтян, Егошуа хананеев, Давид — кого попало, начиная с Голиафа, Самсон — филистимлян, Макковеи — греков. Потом персы надумали анти-греческий джихад, Саша Македонский — анти-персидский. Римляне — пакс романский джи.

Японскому джи не повезло — сотни, если не тысячи лет он варился на своих островках, харакирился и буддился , пока не сломил джихад белого царя в Порт-Артуре, и, через Корею, стал 40 лет джихадиться по Азии, пока «джихад халифата демократии» Америки не занукал этот «желтый Джи» и те с «переляку» одели на себя ярмо «халифата демократии».

И.Е. Проверьте любой из предполагаемых вами «джихадов» на соответствие совокупности критериев, которые я процитировал, и, надеюсь, поймете.

Джихад не может быть «персидско-антигреческим». Такой может быть война или серия войн, без всякой идеологии. Заберем ваших коней, ваших баб, а вас обложим данью. И запируем на просторе!

А, скажем, Черный джихад, забрав коней (были тогда в Америке? Ну пусть — индюков!), баб, золото (!), по ходу дела, кроме того: морально, да и, очень даже, физически, потеснил, а то и, просто извел, аборигенов и заменил их пришлыми. Более-менее свободными европейцами и рабами-африканцами, подавляющая часть которых стала носителями испанского и португальского языков и католицизма. В чуть более мягкой форме то же произошло и к северу от Рио-Гранде.

В результате к югу от Рио-Гранде, возникла империя, населенная новыми человеками!

Да и к северу — тоже. Если и не империя, то уж, точно- новыми человеками!

В частности, о Белом джихаде. Я, ведь, в тексте эссе не настаиваю категорически на его сегодняшнем реальном существовании, но под ряд критериев экспансия англо-говорящих белых подпадает.  Разве что, полная централизация власти, в привычном виде, пока что, отсутствует.  Тому пример — неудачная затея с ЕС, больше напоминающая главу о Вавилонской башне. Но зато ее заменяют неформальные, в наше время, способы принуждающего воздействия на сообщества и отдельных индивидуумов через унификацию культур, СМИ, социальные сети и т.п.

А.Л. Мне такое описание истории генезиса джихада напоминает знаменитый перформанс Г. Хазанова «Урок истории» (простите, вспомнилось невольно ваше хлесткое: … выглядит то ли идиотом, то ли, клоуном, то ли тем и другим, в одном флаконе.)

И.Е. М-да! Уровень, однако же!

А.Л. По-моему, есть только зеленый джихад, и он «и в Африке джихад». И он еще скажет свое веское слово. И будет также занукан, как свихнувшее от успехов бусидо во время оно, 1945.

И.Е. Опять же, в самом конце у меня об этом написано. Но не в такой оптимистической форме. Коричневый джихад с его «успехами» не просуществовал и четверти века. Зеленый же, дважды спадая, буйствует уже 14 веков.

В результате Второй мировой войны ХХ в. был уничтожен самый короткий джихад — нацистский, Коричневый.

Красный джихад, возникший в середине ХIХ в., и активная фаза которого заняла почти весь ХХ век, рухнул в результате поражения и развала СССР в Третьей мировой войне («Холодной»), и на данном этапе серьезной мировой силой не является.

Мировая война, прошедшая на стыке ХVШ-ХIХ вв (Наполеоновские войны), остановила и разрушила Черный джихад.

Первая мировая война ХХ в. обрушила Зеленый джихад и лет на 60 загнала его в кому, из которой он, третьей уже по счету волной, вышел в 70-х гг прошлого века. И, не имея серьезных соперников, обрушился на мир в форме Четвертой из начавшихся в прошлом веке мировых войн, идущей и по сей день. Войны ислама против неохотно обороняющейся от него Цивилизации.

А.Л. А все, что схоже с зеленым джи — просто разные формы тоталитаризма, деспотизма, автократии, геронтократии и те-де.
Не забывайте «бритву Оккама», не умножайте сущностей и не-сущностей.
пс.

И.Е. Последний пассаж, на мой взгляд —  просто безграмотная образованческая трескотня. Модные псевдотермины без определений. Не более того. Пардон!

А.Л. Существуют сотни книг профессионалов, «разбирающим» общность, инварианты и причины драйвов и сходимости исторических тоталитаризмов, деспотий, автократий и гос.бандитизма. На этом фоне ваш «инвариант» — цветной джихад кажется притянутым за уши. Я понимаю, что вам дорога эта теория. И видимо, любая критика попадет в глухие уши. Вы потратили года, компонуя известные факты в поддержку этой идеи. Я даже согласен с идеей! Да, тоталитаризмы имеют общее ядро. И это просто — агрессия, или, если угодно, можно назвать «цвета агрессии», войны, злобы и теде.

Но джихада? Мы в культуре Запада. Наверное, если бы наш с вами родной язык был арабский и мы обсуждали бы все это в контексте родной арабской культуры, то метафора «цветной джихад» имела бы какой-то резонанс.

И.Е. Айзек, вы-то, может, и в культуре Запада, но я, скорее, в культуре Востока. Исламского. Она мне не чужда, хотя, в целом, мною нелюбима.

Восьмой десяток, с самого рождения, проживаю на Востоках: от Среднего до Ближнего. И, хотя, до, можно сказать, седых волос ощущал себя «белым мальчиком из южных колоний», и незлобливый расизм не чужд мне, среда обитания, естественно, отразилась на моем мировоззрении.

Я, в молодости, ради интереса знакомился с исламом, читал Коран. Несмотря на внутреннее детское, школьное сопротивление, малость понимаю тюркские, в первую очередь, узбекский, языки. Из других восточных, владею плохоньким ивритом, но в достаточной мере, чтобы жить и работать в Израиле. Лет 15 назад даже имел наглость преподавать в колледже…

Я не считаю себя человеком Запада.

Повадки арабов и узбеков, а также других местных Центральной Азии мне известны не понаслышке, а в натуре. Более того, какая-то мимикрия у меня к ним очевидна.

Отвергать же идею назвать описуемое мною многоликое явление «джихадом» лишь за то, что этот термин взят из Корана, такая же чушь, как отрицать, скажем, мыло, за то, что в западный, христианский мир его занесли арабы. Ведь, ваше аглицкое soap происходит от арабского sabon. Или предложите отказаться от терминов «алгебра», «алгоритм» от того, что они возникли в мусульманский головах?

Ведь, может, как это ни печально, были времена, что мохаммедане оказались во главе планеты всей. Может, даже и в области балета. Вам доводилось смотреть в натуре танец живота?

Март-апрель 2017

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 2,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Иегуда Ерушалми

Уроженец Ташкента. Впоследствии - иерусалимский обыватель
Все публикации этого автора

5 комментариев к “О цветах джихадов

  1. 1. Ну и образование, и профессиональные навыки. Ведь, скажем, органолептически трудно перепутать…
    — органолептически ты вставил, чтобы не сомневались в твоей образованности?

    2. Результатом этого принуждения возникают устойчивые психологические комплексы в духе «единственно верного учения», а также — «новый человек», которого, вслед за Ч.Айтматовым, можно назвать «манкуртом».

    — вообще-то манкурт означает человека, забывшего кто он и откуда. А последователи «единственно верного учения» под это определение не попадают.

    Примером «единственно верного учения» может быть такая фраза: «Проверьте любой из предполагаемых вами «джихадов» на соответствие совокупности критериев, которые я процитировал, и, надеюсь, поймете». Автора напомнить?

    И вообще — ты стоишь на позиции единой и неизменяемой системы — Ислама. А эта штука меняется от региона к региону и от года к году.

    1. По п.1. Я никогда не завышаю степень своей образованности, наоборот, подчеркиваю ее ординарность. В этом тексте, скажем, сообщил, что я — никакой не историк. А в данном случае, для меня, матерого стандартиста, по профессианальным навыкам, написавшего кучу бумаг по качеству продукции и ее контролю, слово «органолептический» — вполне органично и ординарно. Можно подумать, что и у тебя нет перекоса относительно среднепотолочного уровня, в пользу военной терминогогии?

      По п.2. Ты хочешь сказать, что изнасилованные (анусим) морально джихадом и живущие в русле единственно верного учения новые человеки, — не манкурты (по Айтматову)? Что их беспамятство возникло просто так или от инфекционного заболевания? Перечитай «И дольше века…».
      Я с этим твоим тезисом не согласен. Персы, наши среднеазиты, до джихадной арабской исламизации принадлежали античной культуре, цивилизации, близкой к древнегречкой, римской. А после оманкурчивания джихадом стали обычными мусульманами, забывшими прошлое и разрушающими предметы памяти о нем. Причем, с резким снижением экономического и культурного уровня, в сторону низкого культурного уровня кочевников носителей джихада.

      Цивилизации инков и прочих были разрушены Черным джихадом, а оставшихся в живых индейцев принудили перенять романские и германские языки и христианство.

      Про евсекции, троцких, улицких-быковых, да и нас с тобой, рассказывать надо?

      Предпоследний абзац я просто не понял.

      Что касается ислама, то да, канонизация произошла где-то в 9-10 вв по двум ветвям: суннитской и шиитской, и любые реформации ислама с тех пор под запретом. Реально же, с расширением ареала джихадом, возникали и возникают оттенки и вариации. Но, если что, то канон вытаскивают «из ножен» — и вперед! К примеру. Ослабление Зеленого джихада и резкий подъем Красного после 1МВ(20 в) способствовал «перекраске» Зеленых в Красные: зона, подконтрольная Москве, Турция, арабские страны… Но где оно теперь? А, уж от года к году? Даже у нас в Узбекистане, где, на мой взгляд, переполюсовка в обратную сторону произошла очень резко и быстро, это заняло лет 5: от ферганских погромов 1989 г. до принятия происламского законодательства в 1993-94 г. А еще через 10 лет Ислам Каримов попытался подавить ислам мохаммедов в той же Ферганской долине… Более резкие скачки «революция-контрреволюция» были в Египетской весне, где положение Ас-Сиси, выбранного на-днях с советским рейтингом, на самом деле, очень шаткое. И все эти «революции-контрреволюции», реально никогда не касаются базиса ислама: «Мохаммед-Коран-джихад». Это жесткая треугольная конструкция.

  2. ИЕГУДА, вы очень горды своими «Джихадами», историческим открытием века. Смею усомнится. Ваша радуга джихадов не что иное, как радуга обыкновенного тоталитаризма. В начале ХХ века некий «поэт» Тристан Тцара также решил, что изобрел нечто особенное — обнаружил слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы или может быть также воспроизведением бессвязного младенческого лепета». Для Тцары все в мире стало «дада», как и для вас — «джихадом».

  3. Джихады — это уже классика, но » думающим из Баварец» это не дано переварить , видимо в силу принадлежности к одному из джихадов🤔😁. Для тех же, кто «не торопится» обозвать себя » думающими» ( а может просто термин стал именем нарицательным) , идея » джихадов» очень даже интересна, она просто витала в воздухе, на мой взгляд. Просто европейцы и остальные далекие от » наших палестин» дышат другим воздухом. Но это поправимо, новый «Гольфстрим» уже в пути

  4. БАГИ, все очень просто доказуемо и чтобы не быть голословным, все легко эмпирически доказать. Из школьной программы: если а (джихады)=б (характеристике джихада, из опуса И.Е.), и б=с (характеристике тоталитаризма), то а=с. Итак, чем различается джихад и чем тоталитаризм (согласно характеристикам Ханны Арендт, К. Поппера, Дж. Талмона)? Ничем. Все «труды» И.Е. следуют не открытию чего-то нового, а предвзятому доказательству, чтобы выдать желаемое за действительное. Джихад — обыкновенный тоталитаризм, как и фашизм или коммунизм. Интересно, что Мухаммед в свое время назвал своих предшественников: Абрахама, Давида, Саломона, Иисуса мусульманами, также как и Иегуда называет все социальные и политические тоталитарные системы мусульманскими. Видимо от усиленного изучения корана в Ташкенте?

    Когда я вижу птицу, которая ходит как утка, плавает как утка и крякает как утка, я называю эту птицу уткой и «Джихад» в соответствии с «Утиным тестом» не что иное, как одна из форм тоталитаризма.

Обсуждение закрыто.