Большая игра на Ближнем Востоке Ч.2/2

Владимир Янкелевич

 

Окончание   Начало

Что нам стоит мост построить!

 

Мост свяжет саудовский город Табук и египетский Шарм-эль-Шейх через остров Тиран и, по словам короля Салмана, «станет путем к реализации перспективных проектов между Египтом и Саудовской Аравией».

Протяженность моста составит около 10 километров. По мосту будет осуществляться как автомобильное, так и железнодорожное движение. Он обеспечит альтернативный хадж-маршрут в Мекку с планируемым трафиком около миллиона пассажиров и паломников в год. А тут нужна мощная инфраструктура, гостиницы, питание, лечение, охрана и так далее… Серьезное дело, и серьезные деньги в бюджет.

В качестве «вишенки на торте» нужно отметить, что городе Табук находится самая большая военная база Саудовской Аравии. Мост сократит стоимость и, главное, время транзита для перемещения персонала и военной техники между странами и создаст условия для эффективного военного сотрудничества в рамках «Исламского военного альянса по борьбе с терроризмом».

Экономическое развитие Саудовской Аравии, снижение зависимости от экспорта нефти, диверсификации ее экономики, развития промышленности, туристской инфраструктуры, и многое другое утверждены в виде плана «Saudi Vision 2030». План включил в себя около 80 проектов развития различных секторов экономики, не связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой.

 

Мухаммед бин-Салман пока за спиной отца.

«Моя главная цель — быть образцовой и ведущей страной во всех аспектах, и я буду работать с вами в достижении этой цели…»


Хранитель двух священных мечетей
Король Салман Бин Абдуазиз ад-Сауд

 

 

План базируется, как и все в мире, на трех столпах:

  • На статусе страны, как «сердце арабского и исламского мира»;
  • На стремлении стать глобальным инвестиционным центром;
  • На превращении страны в тот самый (по Бжезинскому) геополитические центр, соединяющий три континента (Азию, Европу и Африку).

 

На берегу Красного моря, самом северо-западе Саудовской Аравии вырастет целый новый город, который станет ядром большой свободной экономической зоны. Планируется сделать этот город центром развития новых технологий, инновационным хабом, который будет притягивать умных и энергичных людей со всего мира.

В городе Эт-Таифе, в 70 км юго-восточнее Мекки, буде построен самолетостроительный завод с аэродромом, предприятие по изготовлению солнечных панелей, солнечная электростанция. Производить будут среднемагистральный грузовой самолёт АН-132 («Антонов»).

Это интересный самолет. Его особенностью является возможность эксплуатации в различных климатических условиях: в условиях жаркого климата, на высокогорных и неподготовленных аэродромах с песчаных взлётно-посадочных полос. В самолете предусмотрен встроенный комплекс погрузки / разгрузки, что обеспечивает полную автономность при базировании на слабо— и не подготовленных аэродромах.

Но Восток — регион вечно беременный войной, и Ан-132 также сможет производить десантные операции, транспортировать больных и раненых в условиях чрезвычайных ситуаций.

В рамках статьи не упомянуты все проекты Саудовской Аравии и Каира, но это и не нужно, общий тренд ясен.

«Мы находимся в списке 20 самых сильных экономик мира, Мы расположены на стыке трех материков. Положительные изменения в Саудовской Аравии повлияют на весь регион и изменят весь мир. Это то, что мы пытаемся сделать, надеюсь, при поддержке мира».


Мухаммед бин-Салман. 
Интервью британской The Guardian

 

Третье следствие: Задумано все неплохо, важно, что это не внезапное пожелание нового наследника престола, а осознание королевством того, что избежать катастрофы можно только изменившись самим.

Королевство стало перед выбором: либо двигаться по иранскому сценарию, либо принципиально изменить внутри — и внешнеполитический курс своего государства, преобразовать его в открытое современное общество, благоприятное для развития своих граждан и привлекательное для иностранцев и их инвестиций.

Следствие по Бжезинскому. Нужно так же укрепить свой «геополитический центр».

Естественным образом в этот центр входят кроме Саудовской Аравии, Египет, Иордания и Израиль.

Если этому мешает ислам, то, как сказал МБС,

«…нужно «не реформировать ислам, а лишь вернуть к его корням, — к тем временам при пророке Мухаммеде, когда не было дискриминации женщин, а мусульмане умели уважать иудеев и христиан».

 

Действительно ли мусульмане умели уважать иудеев и христиан, в данном контексте не имеет значения, сегодня главное — цель саудовских реформ.

Геополитический центр

Геополитический центр

 

А как же Каир?

Каир — это внешняя политика.

Внешняя политика

За день до визита принца Мохаммеда в Египет, Каир выбор сделал: высший суд Египта отклонил все нерешенные юридические проблемы, связанные с передачей двух островов Красного моря в Саудовскую Аравию.

4 марта в Каире президент Египта ас-Сиси и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман заявили, что сохранят сплоченность в противодействии угрозам и вызовам в регионе и будут совместно бороться с терроризмом и его сторонниками.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Бин Сальман и президент Египта Абдель Фаттах Эль Сиси в Каирском аэропорту 4 марта 2018 года

Ас-Сиси на встрече заявил, что безопасность и стабильность в Персидском заливе имеет крайне важное значение для национальной безопасности Египта, и Каир надеется на укрепление сотрудничества с Эр-Риядом во всех областях.

Эр-Риад выразил поддержку антитеррористической египетской операции «Синай-2018» и признал «за Египтом права на использование вод Нила» в проблеме вокруг строительства плотины «Возрождение» в расположенной выше по течению Эфиопии. Каир в свою очередь заявил о поддержке действий Саудовской Аравии и арабской коалиции в конфликте в Йемене.

В конце визита саудовского наследного принца в Египет было опубликовано совместное саудовско-египетское заявление.

Особо была подчеркнута важность поддержки, которая отвечает интересам обеих стран в различных областях, включая политику, безопасность, военную, культуру, образование, коммерцию, инвестиции и туризм.

В заявлении также была подчеркнута необходимость противостоять всем тем, кто поддерживает терроризм, и что укрепление египетско-саудовского сотрудничества является основополагающим основанием для защиты национальной безопасности арабских государств и противостояния иностранному вмешательству, которое привело к разжиганию напряженности, конфликтов и террористической деятельности в Сирии, Ливии и Йемене.

Обе стороны договорились совместно противодействовать террористической угрозе и экстремизму… заявили о необходимости полного искоренения терроризма, всех без исключения террористических группировок, а также о намерении противостоять всем, кто терроризм поддерживает и укрывает. [В общем — заявлен большой привет «Братьям-мусульманам», Хизбалле и Ирану]

Была подчеркнута важность поддержки политического процесса для прекращения сирийского кризиса, с тем, чтобы сохранить единство сирийской территории и добиться законных чаяний сирийского народа. [Чьи это чаяния и кто это «сирийский народ» не конкретизировано, видимо те, кого поддерживают Сауды]

Стороны подтвердили категорический отказ от вмешательства Ирана во внутренние дела арабских стран, основанный на продолжении координации между ними для противостояния иранским интервенциям в рамках Лиги арабских государств.

И, само собой, обе стороны подтвердили свою полную поддержку всех законных прав палестинского народа, в первую очередь — право на создание независимого палестинского государства.

На этом тезисе остановимся отдельно.

Asharq Al-Awsat, сообщает своим читателям о плане урегулирования между Израилем и палестинскими арабами, называемым «сделкой века», который готовит американская администрация. Только, скорее всего, он является политической демонстрацией, дающей возможность арабам использовать возможность не упустить шанс в очередной раз упустить шанс.

Для ХАМАСа идеологически не приемлем вариант, предполагающий какие-либо компромиссы с Израилем. Для Абу-Мазена же, собственное государство означает прекращение многомиллионной экономической помощи, к чему он категорически не готов. Получать щедрые пожертвования куда выгоднее, чем заниматься сложной работой по строительству государства. Этому плану уготована та же судьба, что и всем предыдущим подобным проектам.

Но политкорректность! Она обязывает говорить красивые слова.

Выбранные места из переписки с друзьями
— Почему эти слова лишь политкорректность, а все остальные принимаются за реальные цели?
— Слова всегда только слова. Здесь важны не слова, а интересы государства. А интересы как Саудов, так и Египта в противодействии исламскому экстремизму.

Показателен в данном контексте взгляд МБС на Иран:

«Верховный лидер Ирана [аятолла Хаменеи] — новый Гитлер Ближнего Востока. На европейском опыте мы выучили, что умиротворение не работает. Мы не хотим, чтобы новый Гитлер в Иране натворил на Ближнем Востоке то, что его предшественник успел сотворить в Европе».

 

То, как МБС относится к Ирану и аятоллам, и то, что он считает нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке аналогичной той, что была в Европе накануне Второй мировой войны, это предсказуемо, но включение в привычную «ось зла» еще и Турции, это оказалось достаточно неожиданно.

В интервью египетской газете «Al-Shorouk», опубликованном 7 марта, МБС сказал египетскому журналисту: «Современный треугольник зла — это Иран, группировки религиозных экстремистов и Турция».

Видимо причиной является поддержка Эрдоганом террористов ХАМАСа или его заигрывание с Ираном.

Произраильские перемены в саудовской политике и сотрудничество в военной и технологической сферах вполне обосновано связывают с растущим влиянием МБС, а в саудовской прессе все чаще звучит произраильская риторика. Раньше за такое можно было попасть в тюрьму, но дуют другие ветры. Но молодого принца назначил король Салман, причем именно для этой цели. Все не случайно!

Четвертое следствие: Общая угроза в лице Ирана способствовала существенному сближению Саудовской Аравии и Израиля, между которыми наладилось неофициальное сотрудничество в дипломатической, военной и технологической сферах. Однако если до недавнего времени ливанская «Хизбалла» и ХАМАС считалась исключительно проблемой Израиля и Ливана, теперь она стала и проблемой саудовцев. Это приведет к дальнейшему сотрудничеству между Израилем и умеренными суннитскими странами Персидского залива, и обеспечит в «Большой игре» большее количество игроков на израильской стороне «Великой шахматной доски»

* * *

В Китае говорят: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но это китайская логика, евреям она без надобности.

 

Источник — «Мастерская»

(Опубликовано с незначительными сокращениями)

Март 2018

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Янкелевич

Журналист. Обозреватель по военно-политической тематике. Живет в Нетании (Израиль).
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Большая игра на Ближнем Востоке Ч.2/2

  1. Что меня радует во всех этих саудовских новациях, так это неплохое знание истории, из которого следует, что те, кто ДОГОНЯЕТ, будут «догонять ВСЕГДА». («ДиП» называется;-)))
    Россия нагляднейший исторический пример1
    Там не только «мосты и заводы строили», ТАМ «ОКНА ПРОРУБАЛИ»!
    Так что, нам о технологических прорывах арабов не стоит беспокоиться.
    А вот воспользоваться ситуацией, безусловно.
    Кстати, у нас, в Иудее и Самарии, достаточно вполне развитого арабского населения, явно способного заместить иностранную рабочую силу в королевстве.

Обсуждение закрыто.