Пурим – праздник Победы. Евреям древней Персии дали возможность сделать то, чего не дали евреям Европы

Праздники в еврейской традиции – не только повод для радости и отдыха. Они – основа национальной истории, самосознания, идеологии, воспитания, миропонимания. У каждого свой ритуал, значение и смысл. Евреям древней Персии дали возможность сделать то, чего не дали евреям Европы. Смотрю на детей, щеголяющих в маскарадных костюмах, – полет фантазии и воплощения мечты. По улицам ходят феи и черти, роботы и вазоны, толстушки в балетных пачках и Гераклы с пластиковыми мускулами. Взрослые тоже не чужды этому куражу: кассирши в супере в клоунских париках, официантки со стрекозиными крылышками, офисные стервы с розочками на щечках и бабочками на крестце… То ли еще будет к ночи – пуримские вечеринки без переодеваний, без веселых безобразий – не праздник. В дупель пьяных ешиботников можно увидеть только раз в году. Напиться в Пурим так, чтобы не отличать праведного Мордехая от злодея Амана  — эту мицву ультраортодоксы соблюдают неукоснительно. Зачем нам велено напиться в Пурим до бесчувствия? Почему недостаточно выпить на радостях для пущего веселья? Не потому ли, что стремимся забыть кое-что из того, что читали в синагоге, топая ногами и треща в трещотки при каждом упоминании имени Амана?

В Свитке Эстер – канонической истории Пурима  — есть много вещей, которые детям не следует знать, а взрослым — не принято сосредотачиваться.

23

Ну, например, что за гордость от того, что еврейка из очень приличной семьи стала царицей? Конечно, был в том Б-жий промысел:  как иначе она бы смогла спасти свой народ от уничтожения?  Но с другой стороны?  еврейскую девушку по принудительному набору погнали на ярмарку царевых невест. А если вдаваться в исторические подробности проведения кастинга (в Свитке их нет, но исследования восстановили картину) — поместили в гарем наложниц. Это был дворец, управляемый евнухами, где претенденток выдерживали год, чтобы выявить, не заразны ли они, и по истечении карантина водили к царю в опочивальню на «пробу». Он отбраковывал одну за другой, пока не остановился на Эстер — большая удача, хотя и случайность. Но еврейскую девушку подложили в постель тирану до брака, а потом выдали замуж за язычника – тоже мне счастье, стыдиться впору и шиву сидеть по живой. Однако ближайший ее родственник и опекун (а по некоторым версиям, возможно, и бывший муж, что вполне вероятно – при наборе красавиц на вакансию царицы мобилизации подлежали и привлекательные молодухи), праведник Мордехай, член Синедриона, не только не обиделся — нанялся к царю мажордомом и верность проявил, выявив заговор и спася Ахашвероша от покушения.

Конечно, нельзя судить о событиях глубокой древности по современным моральным нормам. Хотя и по сегодняшним критериям драмы Свиток Эстер – произведение необычайной сюжетной насыщенности. Есть здесь все: и гигантская пьянка (пир, с которого все начиналось, длился полгода), и принуждение к стриптизу (вызов Вашди), и семейные разборки (мужнин гнев и казнь непокорной жены), и заговоры, и дворцовые интриги, и юридические перипетии, и козни, казни, и этнические войны.

Последнее – наша тема.

О муках совести

Из подробностей Пурима, часто упускаемых в еврейских рассказах о нем, и настойчиво поминаемых в антисемитской интерпретации истории этого праздника – число погибших от рук евреев врагов. Или – если использовать более точную интерпретацию интерпретаторов, – «жертв еврейской резни». 
ТАНАХ – книга, лишенная политкорректности. В ней даже очевидный герой, светоч народа – царь Давид – предстает тем еще тем грешником. Чего стоит история с Бат-Шевой (Вирсавией)? Сначала наблюдает за ней исподтишка голой, влюбляется – посылает мужа на верную смерть и, освободившись от этой помехи, занимает его место на ложе. А в старости — девочки для согревания постели? Но никаких цензурных изъятий.

А Моисей? Сколько жестоких расправ над своими соплеменниками, проявившими неподчинение и вероотступничество, он совершил по дороге в Землю Обетованную, не говоря уже о подавлении враждебных народов. И все это описано в Торе без стеснения и купюр.

21

И в Свитке Эстер кровавая расправа евреев над своими врагами излагается без ложной скромности. 14 адара по всей Персии были уничтожены 75 тысяч человек, а 15 адара в новой столице империи, Шушане, – 500 человек, включая 10 сыновей Амана. 

Дальнейшее – вопрос трактовки. О «кровавом еврейском празднике Пурим», о еврейской кровожадности, наиболее ярко выраженной в этом празднике, говорили и писали много, в том числе на русском – и в речах обвинителей на процессах «еврейских буржуазных националистов», и в обширной советской антисионистской литературе брежневского периода, и в публикациях сегодняшних жидоморов. Не обошлось и без участия евреев. Потому что никто не в состоянии так изобличать нас, как умеем мы сами.

Большой энтузиазм в антисемитских кругах и радостную активность в среде еврейских ревизионистов национальной истории вызвала вышедшая впервые на английском в издательстве Принстонского университета в 2006 году книга профессора университета Бар-Илан Эллиота Горовица «Пурим и наследие еврейского насилия».

Израильские профессора, особенно историки, чрезвычайно востребованы на рынке научной и популярной юдофобии. Ценность их гипотез и теорий не в том, что они находят какие-то сенсационные свидетельства, высказывают исключительно оригинальные мысли, а в том, что эти затрепанные и много раз опровергнутые суждения выражают именно они – евреи и израильские профессора. Раз очевидную юдофобскую чушь обнародывает не какой-то оголтелый антисемит, а напротив, – еврей, и не просто еврей – израильтянин, да еще и профессор, да еще и истории – значит, вот она, истина, которую остальные евреи тщательно скрывали, а их подручные отрицали. Отсюда и высокая цитируемость – важнейший показатель научной ценности, — всемирное признание, европейские и американские гранты, любовь левой прессы и прогрессивной общественности. Спрос рождает предложение. Сложился целый сонм ученых, построивших на этом карьеру.  Израильские историки, ищущие самый короткий путь к мировой известности, давно нашли, что он пролегает через враждебную территорию, — надо только не стесняться.

В этом ряду наиболее яркий пример – взрывная известность, которой добился профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд. Всю свою академическую жизнь он занимался историей французского кино, его знал узкий круг специалистов. Но, получив постоянный контракт с родным университетом, гарантирующий его от увольнения до пенсии, он решил сменить профиль – написал книгу «Кто и как придумал еврейский народ». Она о том, что еврейского народа на самом деле не существует, а ашкеназы вообще не евреи (генетические исследования – гораздо более точные, чем даже теоретически могут быть исторические, давно и убедительно доказали обратное), так что их претензии на землю Израиля – совершенно беспочвенны. С этой публицистической дилетантской ахинеей профессор Занд моментально  стал мировой знаменитостью. Его бестселлер переведен почти на два десятка языков, включая русский. В русском Гугле на него 225 тысяч ссылок, из них только две – на прежние работы Занда. 

20

Вот и профессор Эллиот Горовиц стал знаменитостью после своей книги о традиционной кровожадности евреев. Его цитируют на все лады, повторяя средневековые свидетельства, добытые под пытками или взятые просто из обывательских мифов, о намеренном осквернении евреями христианских святынь, их расправами над христианами. А вдохновляли их на эти подвиги события, описанные в их священной книге – Свитке Эстер.  Это лишь фанатичная еврейская трактовка, что в Пурим евреи расправились со своими врагами. Была этническая чистка, резня. Не себя спасали – мстили.  

О милосердии

А что – разве не было? А вот что было – надо понять.

Сначала была первая в истории письменно зафиксированная попытка «окончательного решения еврейского вопроса», как много позже с присущей им политкорректностью сформулируют ту же идею немецкие последователи Амана. 

А тот, еще персидский Аман, бросал жребий – «пур» — в первый день Песах. Чтобы не было недоразумений: он бросал жребий не по поводу того, уничтожать евреев или не уничтожать, а по поводу того – когда это сделать. Вот на что пал «пур»: день «Ч» должен был произойти 14 адара. То есть у него был год с небольшим на подготовку этой акции. 

Теперь представьте себе, какие титанические усилия следовало предпринять, чтобы организовать не менее грандиозное истребление в Персидской империи, занимающей почти весь цивилизованный мир тогда, — 127 стран. Без почты, телеграфа, концлагерей, газовых камер, статистики, перфокарт IBM, которые были у нацистов. 

Надо было разослать гонцов, создать во всех провинциях инфраструктуру тайной полиции, выявить адреса, набрать людей, вооружить их, проинструктировать, проверять время от времени, как идет подготовка. 

На кого Аман мог положиться в этом сложном и секретном деле? Во всех совещаниях по еврейскому вопросу, описанных в Свитке Эстер, участвовала вся его семья – жена, дочь и десять сыновей. Сыновья Амана — не малолетки, детишки несмышленые не участвуют в семейном совете по политическим вопросам. В первую очередь на них Аман и мог положиться. Они и были главными организаторами его замысла, план которого разрабатывала вся эта дружная семья. 

Известно (из Свитка и Мидрашей – других источников нет), что дочь Амана покончила с собой, не пережив унижения отца перед евреем Мордехаем. А сыновья остались. Так что неизвестно, с какого перепугу профессор Горовиц сокрушается о них как о невинных младенцах, которых «еврейские погромщики» в запале повесили на второй день Пурима. Это были эмиссары тайной полиции Амана, амановские эйхманы. Должны висеть. 
У Мордехая на подготовку сопротивления времени было гораздо меньше, чем у Амана, — примерно

полгода. А территория – та же, средства связи – те же. О чем он мог предупредить евреев в 127 странах империи? Есть царский указ, вооружайтесь сами и сами убивайте своих врагов – вы их знаете. Это они и сделали. Это была большая еврейская победа! Достигнутая еврейским умом, хитростью, мужеством   и силой еврейского оружия. Пытались выпросить прощения жалостью к себе – не помогало. Когда Мордехай оделся в рубище и посыпал голову пеплом, когда Эстер изнуряла себя и своих служанок постом – не спасло. Б-г был тот же, царь был тот же, страна была той же. Они спаслись, когда создали ополчение и взяли в руки оружие – сами.

О смысле

Евреям древней Персии дали возможность сделать то, чего не дали сделать евреям Европы. Ни при нацистах, ни в Средневековье. Не дать себя зарезать, убить тех, кто собирался их убивать. 
Конечно, можно, как делают сегодня гуманные антисемиты и склонные к ревизии евреи, судить с позиций сегодняшнего дня методы защиты своих семей в еврейском сопротивлении 2500 лет назад в древней Персии, где непослушным женам отрезали носы и грудь. Но вряд ли это будет продуктивно и даже честно. Во все времена мы спасали себя только так. Когда удавалось себя спасти. В этом смысл существования еврейского государства. И придется – оно спасет себя от угрозы, идущей от сегодняшней Персии. Нет другого способа уцелеть, кроме как победить врагов, желающих нашей смерти. Это должно быть основой еврейского самосознания. Это мы празднуем в Пурим! И наконец можем в этом признаться – и самим себе, и тем, кто попрекает нас излишней воинственностью и избыточной жестокостью. Как за сегодняшние наши дела и намерения, так и за события 2500-летней давности.

5

Скорбеть в Пурим об уничтоженных врагах как о безвинных жертвах не более уместно, чем в День Победы скорбеть о погибших нацистах и подсчитывать число изнасилованных немецких женщин в Восточной Пруссии, Померании и поверженном Берлине – миллион или два, хотя все мы знаем, что это было, гораздо лучше, чем знаем, что было на самом деле в Персии 2500 лет назад. К нынешним врагам это относится тоже.

Победы не стесняются, ее добиваются! И в Пурим мы напиваемся не для того, чтобы заглушить совесть по убиенным тогда, а чтобы порадоваться, что их одолели.

Лехаим!

Фото в тексте и на обложке: Борис Криштул, Израиль

Владимир БЕЙДЕР

attwireless_samsung_adid-243928-site-1

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Пурим – праздник Победы. Евреям древней Персии дали возможность сделать то, чего не дали евреям Европы

  1. К написанному следовало бы добавить, что события Книги Эстер предваряют собою (по другим мнениям — находятся в русле, что через темный коридор тысячелетий не столь уж важно!) тогдашнюю Геулу — возвращение иудеев в Эрец Исраэль и восстановление Иерусалимского Храма! Мне кажется, что именно за это мировая юдофобщина ненавидит Пурим, оценивая его с позиции выдуманной ею через 7-10 веков злобно-юдофобской идеологии-религии — христианства, с его лживым посылом к всеобщей любви и смирению.
    Следя за израильскими новостями этих праздничных дней, видно отношение нашей насквозь левацкой, пропитанной христианством, прессы к празднику. Что они акцентировали: 1, «Забастовку» церкви гроба «господня», устроенную христианскими иерархами Иерусалима, не желающими платить законные налоги за сданные ими под лавки и иные подобные «высокодуховные» заведения, устроенную в канун Пурим. 2. Количество народу, догулявшегося до необходимости скорой медицинской помощи в высокосветском Тель-Авиве (под сотню) 3. Количество повешенных кукол Амана (древняя традиция), но одетых в форму ЦАХАЛ (что, разумеется, не есть хорошо!), в, как они пишут, «ортодоксальном, черном» Иерусалиме (2-3), из-за чего на уши поставлены ШАБАК и полиция…
    А погода хорошая! Мои соседи — ультраортодоксы шумят, поют, имитируя глубокое опьянение. Их детишки в карнавальных нарядах бегают по двору, катаются на самокатах и велосипедах, даже девочки, в нарядных, длинных до полу, платьях. Мальчики играют в футбол. Нарядов солдат и полицейских, правда, нет. Равы в этом году запретили. Основным фасончиком стал, зато, костюм робота из коробок, мигающих лампочками. Очень удобен для игры с мячом и езды на велосипеде…
    Но вот, в 5 часов раздалась сирена, Пурим перешел в шабат. Вопрос: Если евреи уже наклюкались «ад ло яда», как же они сделают шабатный кидуш?

Обсуждение закрыто.