«Меморандум Нюнеса» — козырь для республиканцев, джокер для демократов

В пятницу президент Трамп рассекретил четырехстраничный меморандум, составленный в комитете палаты представителей по разведке (House Permanent Select Committee on Inelligence или HPSCI) «сотрудниками большинства (т.е. республиканцев) HPSCI» и направленный «членам большинства HPSCI» во главе с его председателем Девином Нюнесом.

Документ был сугубо внутрипартийным, но после рассекречивания получил название «Меморандум Нюнеса» и появился на сайте Scribd. Содержание меморандума было в принципе известно в результате утечек и обсуждалось в СМИ, но его публикация вызвала не то чтобы взрыв, а волну негодования с обоих берегов нашей политики. Лидеры демократов и примкнувший к ним сенатор-республиканец Джон Маккейн, помирить которого с Трампом не сможет даже злой рок, заявили, что эта публикация не что иное, как реклама, если не выполнение заказа, российского президента Путина, а лидеры республиканцев — что это доказательство вопиющего нарушения Закона о наблюдении за деятельностью иностранных разведок (Foreign Intelligence Surveillance Act — FISA) во время президентской кампании и выборов 2016 года с целью помешать победе Трампа.

Злоумышленниками в меморандуме значились руководящие сотрудники министерства юстиции и Федерального бюро расследований того времени, которые незаконно инициировали прослушивание телефона Картера Пейджа, «который на безвозмездной основе исполнял обязанности советника в предвыборной команде Трампа», консультируя его в области внешней политики. По выводам авторов меморандума, это «демонстрируют вызывающее тревогу нарушение юридического процесса, призванного защитить американский народ от злоупотреблений в ходе применения данного Закона». В меморандуме утверждалось, что ФБР расследовало и продолжает расследовать возможный «сговор» окружения Трампа с путинской Россией на основании досье, составленного бывшим британским разведчиком Кристофером Стилом. Это досье, гласит меморандум, «стало значимой частью обоснования заявки в с FISС (Foreign Intelligence Surveillance Court) — спецсуд, дающий разрешения применить закон FISA — Ред.) на получение разрешения на слежку. Стил в течение длительного времени был источником информации для ФБР. Через юридическую фирму Perkins Coie и (частную) исследовательскую фирму Fusion GPS он получил более 160 тыс долларов США от Национального комитета Демократической партии и кампании Клинтон за информацию о связях Дональда Трампа с Россией». Хотя политические мотивы заявки ФБР в спецсуд и последующая просьба о продлении слежки «были на тот момент известны высокопоставленным сотрудникам министерства юстиции и ФБР», роль демократов там не упоминалась, как и то, что «Стил в конечном итоге работал по поручению — и его услуги были оплачены — Национального комитета Демократической партии и (избирательной) кампании Клинтон, а также то, что ФБР отдельно одобрило денежные выплаты Стилу за предоставление той же информации».

Меморандум отметил, что «в сентябре 2016 года Стил признался (помощнику заместителя министра юстиции) Брюсу Ору в том, что очень не хотел бы, чтобы Дональд Трамп был избран и стал президентом», а жена Ора «была нанята на работу фирмой Fusion GPS для оказания помощи в поиске компромата на Трампа». Меморандум также гласит, что «в начале января 2017 года директор (ФБР) Коми проинформировал уже избранного президента Трампа о кратком содержании досье Стила, хотя — согласно его показаниям в июле 2017 года — досье вызывало сомнение и содержало неподтвержденную информацию».

Сразу оговорюсь, что Кристофер Стил не состоял на государственной службе и собирал «сомнительную и неподтвержденную» компру на Трампа в рамках частного расследования, которому можно верить или не верить. То, что ФБР на время воспользовалось этой информацией и даже платило Стилу за нее, не дает права считать ее секретной, чем иногда грешат спецслужбы. В свое время советский шпион Вильям Фишер, он же Рудольф Абель собирал в Нью-Йорке данные о состоянии сельского хозяйства США, которые брал в публичной библиотеке и через радиста-шифровальщика отправлял в московский центр, где их засекречивали. «Сотрудничество ФБР со Стилом, — сказано в «Меморандуме Нюнеса», — было приостановлено и впоследствии прекращено в связи с одним из самых серьезных, по меркам ФБР, нарушений — несанкционированным предоставлением средствам массовой информации (сайту журнала Mother Jones) о его взаимодействии с ФБР 30 октября 2016 года». Меморандум достаточно подробно перечисляет участников антитрамповского заговора, который сам Трамп в твиттере в 9.40 утра 3 февраля назвал позором Америки. «Этот меморандум, — написал президент, — полностью оправдывает ‘Трампа’, которого расследуют, но охота на русских ведьм идет и идет. Не было никакого сговора (сollusion) и не было никаких помех (Obstruction) — сейчас пользуются этим словом, так как после года бесконечных и безрезультатных (nothing) поисков сговор мертв». Телеканал CBS News привел слова Трампа, что «многим должно быть стыдно». Конгрессмен-республиканец Пол Госар назвал сведения меморандума «актом измены» и сообщил, что готов обратиться в министерство юстиции с требованием «начать уголовное преследование предателей», организовавших «политически мотивированное расследование» в отношении Трампа. Министр юстиции Джеймс Сешнс в день публикации меморандума заявил, что, тем не менее, «полон доверия к мужчинам и женщинам» своего ведомства», а новый директор ФБР Кристофер Рэй в видеообращении к своим подчиненным сказал, что придерживается «нашей общей решимости работать независимо и по закону», и что «мы пристально сосредоточимся на отличной работе даже когда это нелегко, так как верим в ФБР». Бюро, где за этот год идут непрерывные перетряски, действительно нуждается в укреплении доверия.

Глава комитета палаты представителей по разведке Девин Нюнес, именем которого назвали рассекреченный меморандум, в интервью дружественному республиканцам каналу Fox News через несколько часов после публикации этого документа сказал, что составлял его вместе с коллегами, включая Трея Гоуди, председателя Комитета по надзору и правительственной реформе (House Oversight Committee), но не читал текста заявления ФБР в спецсуд. «Грустно, что мы дошли до такого, — сказал Нюнес ведущему программы Брету Бэру. — К сожалению. Такого не должно быть. Мне не хотелось этого, но когда мы видим нарушения закона FISA, у меня есть обязательства перед американским народом». По сравнению с бурей негодования демократов, это прозвучало робким оправданием. В тот же день на дружественном демократам канале CNN ведущий своей программы Вулф Блитцер спросил члена комитета палаты представителей по разведке республиканца Криса Стюарта, почему его коллеги-однопартийцы обнародовали свой меморандум, не удосужившись для объективности огласить такой же меморандум комитетчиков-демократов. Затем седобородый Блитцер, программа которого называется по его имени «Волк», обвинил Стюарта и республиканцев в подыгрывании Путину, который «выиграл из-за всего происходящего в Вашингтоне» и «сейчас сидит и улыбается со словами, мол, хорошая работа, ребята, мы победили».

Адам Шифф, старший демократ в комитете Нюнеса, назвал меморандум «политическим документом, полным неточностей и притянутых за уши фактов с единственной целью замутить воду независимого расследования», которое с мая прошлого года ведет бывший директор ФБР Роберт Мюллер. Он уже предъявил обвинения нескольким помощникам Трампа и недавно сообщил о намерении побеседовать с самим президентом. Трамп сначала заявил, что «на 100% согласен», но затем отступил, сообщив, что, поскольку никакого сговора с Россией не было, то и говорить ему с Мюллером не о чем. По словам Адама Шиффа, «Меморандум Нюнеса» — политическая попытка помочь президенту и дискредитацией помешать работе независимого прокурора. Дональд Трамп прав, сообщив, что, несмотря ни на что, «охота на русских ведьм» с целью отстранить его от власти не закончилась и не закончится в лучшем для него случае до 2024 года. «Так что же действительно значит этот эпонимический меморандум, названный по имени председателя комитета Палаты представителей по разведке Девина Нюнеса, для ФБР, министерства юстиции и роли старших чиновников этих ведомств в избирательной кампании 2016 года?» — спросил в своей статье главный редактор CNN Крис Силизза.

Любопытна реакция на «Меморандум Нюнеса» Русской службе «Голоса Америки» — государственного СМИ, которое вещает на заграницу и, вроде бы, должно симпатизировать правительству своей страны. «’Меморандум Нюнеса’: в чем республиканцы обвинили ФБР?» — называется редакционный материал «Голоса» от 3 февраля. Вначале там написано, что «бывший глава ФБР Джеймс Коми прокомментировал решение президента Трампа рассекретить так называемый ‘меморандум Нюнеса’ словами в своем твиттере: ‘И это все?’, добавив, что этот ‘лживый и вводящий (общественность) в заблуждение меморандум внес раскол в комитет Конгресса по разведке, подорвал отношения с судом FISA и непростительно раскрыл детали секретного расследования в отношении американского гражданина. Зачем?’ »

Затем следует сообщение, что «в пятницу демократы Комитета по разведке палаты представителей выступили со специальным заявлением», где говорится: «Документ, подготовленный республиканцами, неверно интерпретирует крайне чувствительную секретную информацию, с которой были ознакомлены лишь несколько членов Конгресса, — говорится в заявлении, опубликованном днем в пятницу. — Республиканский документ (опубликован) только с одной целью — возвести стену вокруг Белого дома и защитить президента. Не случайно глава комитета отказался отвечать на вопрос: координировали ли авторы меморандума свои действия с Белым домом?». Только после этого следует краткий абзац, что «в свою очередь представители Республиканской партии поспешили выступить в защиту скандального меморандума…»

Слушатели, а скорее посетители сайта «Голоса Америки», отметили это своими отзывами. «Образец предвзятого отношения СМИ, — написал Мирон Фельдман из Коннектикута. — ‘Голос Америки’ прежде факта — самого меморандума — приводит отрицательное мнение об этом Коми, лица заинтересованного, замешанного в деле и у которого рыльце в густом пуху. Напрасно редакция надеется, что никто этого не заметит» Владимир Квиницкий неведомо откуда написал, что «К сожалению, ‘Голос Америки’ явно тоже редактируется DNC (Национальным комитетом Демократической партии — Ред.) — ‘… перевод выдержек из скандального документа…’ -скандальный не документ, а то, на что он открывает глаза — свинство демократов, их потуги вернуть себе власть». В этой игре без правил демократы обвиняют Трампа в сговоре с путинской Россией, и любая попытка снять эти подозрения означает помощь Путину, а кто такой Путин, всем известно. Для республиканцев «Меморандум Нюнеса» стал несомненным козырем, но для демократов это джокер — карта, которая может выполнять роль любой другой, как в игре, от рядовой шестерки до козырного туза. Вообще слово «joker» значит «шут», но в политике не до шуток.

dish_q417_adid-226528_4-6x6-25_c-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,40 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора