Выбор

Хаим Навон

 

 

В израильском обществе создался новый центр тяжести, который притягивает как религиозных, так и светских. В эпоху, разваливающую любую идентификацию, традиционализм — железный якорь

 

То был холодный Шабат на северной военной базе.

Орен Джерби вошел в комнату и сразу закричал: «Включите масляной обогреватель!»

Ребята ожидаемо ответили: «Ты зажги».

Джерби ответил в гневе — как будто пытались втравить его в невообразимую мерзость: «Так вам кажется? Сегодня суббота!»

То событие было для меня полной неожиданностью: Джерби казался мне абсолютно светским парнем, мне не приходило в голову, что у него есть сантименты (не очень последовательные) к Шаббату. Так я выучил, что Орен Джерби — и еще миллионы таких, как он — вообще не «абсолютно светские».

В прошлом исследователи делили израильтян на 2 группы: религиозные и светские.

В 90-е годы начали предоставлять опрашиваемым третью опцию, и тогда исследователи обнаружили, что полностью ошибались в понимании нашего общества. Большая часть израильтян не хочет выбирать две крайности, а рассматривают себя как масортиим (традиционалисты).

В последние годы и многие, называющие себя светскими, живут традиционной жизнью. И ашкеназы научились у сефардов этому образу жизни. Это новый израильский мейнстрим.

Яир Лапид участвует в поминальной молитве по жертвам Шоа. 2015 г.

Смотрите, что происходит в политике. Все главы левоцентристских партий близки к Традиции: Кахалон и Габай были такими изначально, получив такое воспитание дома, а Яир Лапид оставил ради Традиции фанатичный секуляризм его отца.

Истерия «религиозного засилья» — ложь, но можно понять откуда это следует: фанатичные светские все больше превращаются в ничтожное меньшинство и они предпочитают обвинять Беннета и правительство в «религиозном засилье», лишь бы не признавать, что их товарищи добровольно выбрали этот традиционный путь.

Параллельно похожий процесс происходит в религиозном обществе. Мы озадачены явлением «дати-лайт». Они не религиозные и не бывшие религиозные, в сущности, они традиционалисты. В израильском обществе создался новый центр тяжести — национальный и традиционный — и он притягивает как религиозных, так и светских.

У этого процесса есть преимущества. Новый израильский мейнстрим более здоровый, чем старый, глубоко отчужденный от своего еврейства. Многое можно сказать в похвалу традиционалистам. Не верно, что они выбирают только легкие заповеди. Они постятся 25 часов в Йом Кипур и не дотрагиваются до квасного в Песах. Они фокусируются на заповедях, создающих идентификацию.

В эпоху, разваливающую любую идентификацию: семью, общину, народ — традиционалисты являются железным якорем.

Как-то я читал лекцию директорам школ о кризисе современной семьи. Один из них спросил меня: «Как я смогу учить детей традиционалистов о важности семьи?»

Я ответил ему: «Не учи их — учись у них. Их семьи крепче наших».

Иногда я слышу левых, с тоской говорящих об открытой, всеобъемлющей традиционности, не делающей резких различий между евреями и арабами. Но традиционалисты, которых я встречал в реальной жизни, являются полной противоположностью этому описанию.

Они будет сидетаь «шива» по своей дочери, если она, не дай Бог, выйдет замуж за гоя.

Они не ненавидят арабов, но ясно различают между евреями и другими народами. Можно многому научиться у них глубокому чувству причастности к семье о народу, и даже к Богу.

Вместе с тем, я не готов удовлетвориться традиционностью. Она создает прочную и хорошую основу, но надо строить на ней дополнительный слой обязанности службы Всевышнему. И тут религиозное воспитание должно обновиться.

Слишком много педагогов все еще говорят о работе с «вопросами в вере», как будто они готовят своих учеников к фронтальному диспуту лично со Спинозой. В эпоху традиционализма самый здоровый путь углубить религиозную жизнь — перевести дополнительные части жизни на язык религиозной идентификации и так расширить традиционную базу.

Длинные семинары о духовном смысле скромности имеют нулевую ценность. Единственнй путь воспитывания скромности — это внедрение простого сознания, что так одеваются евреи и еврейки.

Единственный путь воспитания молитвы в миньяне — это относиться к общественной молитве, как к молитвам Неила и Изкор в Йом Кипур — время, само собой подразумевающегося нахождения в синагоге.

Image result for ‫חינוך יהודי מסורתי ביתי‬‎
Материнский урок кашрута

Чтобы воспитать строгому выполнению Галахи не надо длинных лекций о смысле заповеди «петер хамор», а нужна атмосфера, в которой следование Галахе — само собой разумеющееся и создает идентификацию.

Эта педагогическая задача ложится больше на родителей, чем на учителей. Самые важные уроки в жизни ребенок получает так, где нет школьных звонков. В школе он учится — с большим трудом и старанием — произносить несколько фраз на иностранном языке.

В родительском доме он получит — с радостью и как бы между прочим — полное владение родным языком. Традиционная эпоха — это эпоха родного языка. Не пытайтесь нагрузить на ребенка иностранные языки, попытайтесь улучшить его родной язык. Еврейская семья должна жить в сплетении Торы и заповедей, чтобы они были не внешней добавкой, а пульсом жизни дома; Тора, которую не мы выбираем каждый день, а она избрала нас, и с тех пор она здесь.

Нашим детям иногда трудно поднять еще одно ярмо, но они с радостью будут нести еще один якорь.

 

Источник на иврите — Макор ришон

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Выбор

  1. 80 процентов евреев в стране соблюдают традицию то есть в той или иной степени религиозны а тут приходят потомки еврсекции которые евреи в лучшем случае по шнобелю а вообще то по водопроводчику соседнего забора и начинают орать о религиозном засилье Я вчера смотрел на лица с фотографий варшавского гетто Красивые еврейские лица Много таких лиц вы увидите среди олим ходашим?Вольф Коэн

Обсуждение закрыто.