Есть ли будущее у кибуца?

Лев Мадорский

 

Сегодня,  во времена невиданного технологического ускорения, наша жизнь  меняется значительно быстрей, чем раньше. Девять лет назад  я написал статью о кибуцах, в которой пытался понять — есть ли будущее у этой коммунистической утопии. Дать однозначный ответ мне не удалось.

Мнения кибуцников, с которыми я тогда поговорил,  были самые разные. Вплоть до таких, что дни кибуцев сочтены. Но вот, недавно позвонил приятель, бывший житель кибуца, который случайно натолкнулся  в Интернете на мою старую статью, и я понял из его слов, что  многое с тех пор изменилось.

Приятель считает, что хотя за прошедшие годы часть кибуцев обанкротились или были приватизированы, но по тем, которые остались, можно сделать вывод, что кибуцное движение не только не угасает, а, напротив, набирает силу.

«Теперь, — уверяет бывший кибуцник, — во многих израильских коммунах,  жители не только получают дом и участок земли в частную собственность, но и зарплаты у них не одинаковые, а зависят от трудового участия.

Более того, кибуцы активно развиваются, производят более 40% сельскохозяйственной продукции, а по некоторым видам промышленности (производство обуви, высокие технологии, робототехника, капельное орошение, некоторым другим), занимают ведущие места не только в Израиле, но и в мировой экономике».

Image result for ‫קיבוצים בישראל מתנדבים‬‎Почитал Интернет и узнал, что в кибуцах набирает силу еще одно уникальное явление — волонтерство из-за рубежа. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали друзьями Израиля, а несколько тысяч   ( в том числе, из Германии)  навсегда поселились в кибуцах.

Приятель убедил меня, что хотя кибуцное движение  несколько видоизменилось, в еврейском государствк оно имеет большое будущее.

 

Помещая в «Еврейском мире»   статью, надеюсь, что русскоязычные израильтяне либо поддержат мое мнение, либо, напротив,  опровергнут .

 ***

 Когда недавно (2008 г. — прим.ред.) мне предоставилась возможность пожить несколько дней в кибуце, я был в восторге. Давно об этом мечтал. И не только пожить, но и поработать.

Заболела воспитательница в детском садике и заведующая, знакомая по Москве, у которой я в кибуце остановился, попросила  её заменить. Кроме того, в свободное от работы время, я гулял по территории коммуны, разговаривал, насколько позволяло отсутствие иврита, с её членами, играл в биллиард и настольный теннис, купался в бассейне, питался в общественной столовой.

Мне чрезвычайно интересно было разгадать тайну этого уникального объединения. А то, что тайна существует, было очевидно. Эксперимент, поставленный коммунистами на шестой части суши, закончился, в научном отношении, успешно.

72 года «свободы, равенства и братства»  доказали, что коммунистическая идея, заманчивая и гуманная на словах, на деле оказалась непродуктивной и жестокой.

Тем не менее, нарушая все законы науки и здравого смысла, в одном-единственном государстве мира существуют островки коммунизма. Которые успешно функционируют.

Вот уже более, чем сто лет. Первый кибуц «Дгания» был организован в 1909 году. Как выразился один из героев Чехова: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Удивительно. Невероятно. Но факт…

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 Готовясь к поездке, прочитал о кибуцном движении массу литературы. Ознакомился с сайтом в Интернете. Я уже знал, что сельскохозяйственные коммуны создавались людьми, пытавшимися соединить идею национального возрождения еврейского народа, как с социальным утопизмом, в то время модным в Европе, так и  с социально-этическими идеалами библейских пророков.

Ко всему этому примешивались и задача вполне утилитарная: сионисты справедливо считали, что нельзя добиться независимости, не научившись работать на земле. Нельзя быть государством, не умеющим себя прокормить. И случилось чудо.

 חליבת פרות ברפת שנות 1920 Несмотря на отсутствие опыта (евреи в странах рассеяния почти не занимались крестьянским трудом), климатические трудности, катастрофическую нехватку финансов и враждебность соседей-арабов, новые поселенцы в короткий строк создали высокопродуктивное сельское хозяйство. Которое не уступает по уровню  сельскому хозяйству развитых стран с многолетней земледельческой традицией.

В настоящее время (2008 г — прим. ред.)  в Израиле более 300 кибуцев, в которых проживает около 120 тыс. человек и вырабатывается около 40 % всей сельскохозяйственной продукции.

Image result for ‫קיבוצים בישראל חקלאות‬‎

И всё это, повторяю, на основе абсолютно утопической идеи: «От каждого по способностям — всем поровну». Идеи, которая здесь не красивый лозунг, не пустые слова, а обыденная реальность. Все члены киббуца, независимо от трудового участия (и агроном, и тракторист, и сторож) получают, выражаясь казённым языком, одинаковое количество материальных благ…

 

О ТОМ, ЧТО ВИДЕЛ

 Поражает обилие зелени (побывал в нескольких  кибуцах и всюду картина, примерно, одинаковая), красота, ухоженность.

Related imageКаждая семья имеет (ещё раз подчёркиваю — получает бесплатно) отдельный, удобный дом. С кондиционером, ванной, количеству комнат по количеству членов семьи.

Гибкость и подвижность всей структуры кибуцной жизни, как и запас пустующих домов, позволяет действовать быстро и оперативно: сегодня родился ребёнок — завтра семья переезжает в новый дом, в котором на одну комнату больше.

Есть общая прачечная, просторная, общественная столовая с большим выбором блюд для членов кибуца и гостей, плавательный бассейн с подогреваемой водой, синагога. Прекрасно оборудованный детский сад и ясли, где на трёх-четырёх малышей приходится одна воспитательница. В школу детей возят на автобусе.

В животноводческих фермах и промышленных мастерских — высокая механизация. Всюду компьютеры, новейшая техника, в основном, израильского производства. Есть клуб, кинозал, пианино, работает самодеятельный театр. У ворот стоят автомашины (БМВ, Тойоты, Фольксавагены), которыми член кибуца может  воспользоваться  в любое время суток. Можно ещё долго, захлёбываясь, рассказывать о том, что видел. Но для полноты картины поговорим и о другом…

 

О ТОМ, ЧТО СЛЫШАЛ

 Из разговоров с членами кибуца, а также с другими израильтянами, я понял, что нельзя всё, что происходит в израильских коллективных хозяйствах, так разительно отличающихся от их российских сородичей, окрашивать в розовый цвет. Существует множество проблем-трудностей. В том числе кризисного характера.

 

Авраам Бер, 52 лет, водитель автобуса. Он приехал в Израиль в семидесятые годы:

Кибуцы создавались в экстремальных условиях. Особыми людьми. Первопроходцами. Героями. Именно они в войну Судного дня стояли на смерть. Шли с гранатами против танков. Мне кажется, что таким людям трудно в нормальной, будничной жизни. Когда всё определяют деньги, жизненные удобства, престижная работа. Для кибуцников все эти категории второстепенные. Мы становимся нормальной страной, и дни кибуцев сочтены.

 

Шмуэль Либерман, 68 лет, пенсионер, приехал из Польши. В Израиле с 52-го года:

Related image
Пикет в Тель Авиве против ликвидации кибуца ради земли под «урбанизацию»

В кибуцах, на мой взгляд, душа Святой Земли. Я сам какое-то время был кибуцником и знаю о чём говорю. В них источник нашей энергии и силы. Символ единения евреев. Когда главным становится не карьера или богатство, а национальная идея, братство, общая цель. Когда мы, евреи, чувствуем себя одной семьёй. Именно кибуцы делают нашу страну единственной, неповторимой… Поверьте мне. Уйдут кибуцы и Израиль станет другим. Возможно, я не прав, но не исключаю, что без кибуцов не будет Израиля.

 

А вот что говорят члены кибуца.

Александр Гольдман, художник, 54-х лет, приехавший в 1990-м году из Ташкента:

Image result for ‫קיבוצים בישראל צייר‬‎Кибуц — это, прежде всего труд. По восемь часов в день, а, если надо и больше. Шесть дней в неделю. Причём, любая работа. Которую тебе поручают. Нравится она или не нравится.

Вот, например, мне поручили сегодня привести в порядок сенокосилку. Мой рабочий день уже закончен, а починить пока не удаётся. Но я не могу уйти. Буду работать пока не починю…

С другой стороны, это оранжерея. Где создаются условия, освобождающие от обычных, будничных забот: хождения по магазинам, стирки, приготовления еды. Даже, в значительной степени, от ухода за детьми. Они целый день в яслях, детском саду или в школе. Только недавно стали ночевать дома.

Вроде бы, рай для женщины. Но, как ни странно, освобождение оказалось не всем по душе. Выяснилось, что для некоторых, например, для моей жены, каждодневная, казалось бы, осточертевшая суета необходима.

Иначе нечем заполнить пустоту. Особенно, если нет круга общения и работа не по душе. А такое тоже бывает. И потом здесь ничего нельзя скрыть. Всё про всех известно. Мне лично жизнь в кибуце, несмотря на все удобства и на то, что нам помогли поднять троих детей, напоминает жизнь в полярной экспедиции. Где нужно подбирать людей по психологическому соответствию и время от времени менять экипажи..

 

Из разговора с членом кибуца, профессором философии  Яковом Капланом, 78 лет:

В 1938 году мне было десять лет, когда мы с родителями убежали из нацистской Германии. С тех пор живу в кибуце, который для меня всё. Я тут вырос, получил деньги на учёбу, женился, вырастил детей.

Image result for ‫קיבוצים בישראל שמירת לילה‬‎Вспоминаю первые кибуцы — днём работали, готовые к нападению, ночью охраняли. Однако, это были, сейчас в это трудно поверить, счастливые дни. Видимо, опасности, трудности, общая цель делает человеческие отношения чистыми и значительными. Мы стыдились громких слов и не провозглашали мушкетёрский девиз: «Один за всех и все за одного». Но по сути всё так и было. Иначе бы не выжили.

Меняются времена, меняются люди. Сейчас не так.

Сейчас кибуц больше напоминает монастырь. Где можно отойти от суеты, скрыться в защищённом пространстве, где гарантирована работа, жильё, неплохой жизненный стандарт. Я на пенсии. Как бы наблюдаю со стороны. И мне кажется, к великому сожалению, что дни кибуца сочтены.

Нельзя в нормальной    жизни труд разных людей с разными способностями и возможностями, наконец, с разным образованием, оценивать одинаково. Утопическая идея действует лишь в особых условиях. Лишившись духа энтузиазма, подвижничества, кибуцы становятся малоэффективными и многие существуют за счёт государственных дотаций…

 

И в ЗАКЛЮЧЕНИЕ мнение одного из руководителей кибуца, коренного израильтянина Менахема Сигуди:

 

Related imageНесмотря на трудности, переживаемые сегодня, уверен, что кибуцы останутся. Потому что кибуц — это люди, которым нравится, так сказать, коллективная жизнь в условиях похода, с одним котлом, у всех на виду. Для которых главное — национальная идея, а деньги — вещь второстепенная. Таких людей, наверно, не так уж много, но они есть. Они останутся в кибуцах. Они определят будущее кибуцного движения.

 

Может быть, это так. А, может быть, и нет. Время покажет. Лично для меня тайна осталась тайной…

2009-2017

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Мадорский

Все публикации этого автора

33 комментариев к “Есть ли будущее у кибуца?

  1. Так «…всем поровну» или » зарплаты неодинаковые, каждому по труду» ? Вот здесь зарыта та самая тайна выживаемости, о которой в Ваших заметках, Лев. Основой прежних кибуцев была коммуна. Спрос на такое сожительство все еще есть, но это удел маргиналов. Другое дело община и ее отличие от большевицких колхозов в том, что в Израиле нет райкома, который командует когда и что сеять и сколько сдать государству по указанной цене, которая не позволяет вести самостоятельное прибыльное хозяйство. Община имеет шанс на выживание, особенно в условиях Востока. В европейской цивилизации сложилось по другому.

    1. Так «…всем поровну» или » зарплаты неодинаковые, каждому по труду» ? Вот здесь зарыта та самая тайна выживаемости
      ————————
      Я, Самуил, с Вами, в отношении вынесенного тезиса согласен. Думаю, что евреи, ( у нас это в кров) сумели приспособиться к ноым тенденциям 21 века. Но в отношении противопоставления Востока-Запада не совсем понятно. Всё-таки, Израиль, на мой взгляд, представляетболее западную цивилизацию, чем восточную

      1. Община у евреев в крови, Лев. У марроканских, тунисских, йеменских, да и потомки европейских евреев, родившиеся в Израиле, имеют в своем большинстве эти же стремления.

        1. Община у евреев в крови
          ———————
          Может, Вы, Самуил, и правы,но почему-то из приехавших в Германию 200 тысяч вошли в общину не более половины. У меня много не вступивших знакомых евреев,

          1. Община у евреев в крови, но проявляется это отчетливее в Эрец ИСРАЭЛЬ. А здесь, в Германии в среде еврейских эмигрантов не менее половины нееврейские члены семьи, да и сами общины, в основной массе субсидируемые государством, представляют собой преимущественно русскоязычные общины с обязательной добавкой ритуальных мероприятий. Хочешь общаться на русском, изволь посещать обязательные мероприятия. Как уж тут общинная жизнь ?

            1. Община у евреев в крови зародилась за двухтысячелетия галута, т.е. жития под властью гоев, без своего государства. В Эрец Исраэль, пусть и не во всем ее, пока, величии, евреи живут под суверенитетом своего Государства. А это — две большие разницы! Поэтому, галутные рудименты в Израиле отмирают и сравнительно быстро. За десятки, а не за сотни и тысячи лет. В том числе, и «общинность». Тем более, еврейская. Если «духовная или племенная общинность», на каком-то уровне и живет на отбросах галутных рудиментов, то уж, еврейский характер она не носит. По крайней мере, у сионистски настроенного еврейского населения. Хоть светского, хоть религиозного. Всякая вонь по поводу «апщын», вроде «русской» — это удел маргиналов или происки путинского «русского мира». Уже хотя бы потому, что для общины нужен «общак», а он когда-нибудь был? Вот, у бухарцев он, думаю, когда-то был. Но и здесь давно закрылся.

              1. Иегуда, совершенно согласен с Вами. Община — это, когда ничего другого нет и быть не может. Государство Израиль отменяет необходимость общины, хотя я допускаю общинные газеты, магазины, концерты и т.д. Так есть и в США: многие общины имеют свои культурные центры, газеты, радио станции. В Америке это поощряется.

              2. Дорогие Анатолий и Иегуда, община в Израиле и в Штатах, где много религиозных евреев, и община в Германии, где 90 % потомков Авраама приехало из бывшего Союза, две большие разницы. Здесь община для неверующиъ идн была и для многих пожилых остаётся единственным островком, где они могут пообщаться, проявить свои возможности.

  2. Спасибо, Лёва, хорошо написано, не всё, особенно, в начале. Извини, немного покритикую.
    …………………….
    «кибуцное движение несколько видоизменилось». «несколько» здесь явно лишнее. Изменилось и продолжает меняться, приспосабливаясь к меняющейся жизни. А те, которые не поспевают за изменениями вокруг, обречены.
    ……………………………………………
    «нарушая все законы науки и здравого смысла, в одном-единственном государстве мира существуют островки коммунизма. Которые успешно функционируют».
    Кибуцы не имеют никакого отношения к марксистскому коммунизму. Аналог кибуца – не советские колхозы, а толстовские коммуны, которые были уничтожены советской властью. Кибуц самостоятельный и полноправный хозяйственный субъект, а колхоз был гораздо ближе к ГУЛАГу, чем к кибуцу. Он был совершенно бесправен как хозяйственный субъект, полностью подчинялся райкому. А внутри этого субъекта колхозники не имели даже паспортов. Военизированная охрана, общежитие мужское и женское – и был бы ГУЛАГ.
    …………………………………………..
    «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». «Удивительно. Невероятно. И случилось чудо».
    Поэтому нет никакого чуда
    *************************************
    «новые поселенцы в короткий строк создали высокопродуктивное сельское хозяйство».
    Ну, сыграла большую роль и помощь Родшильда, и не только финансовая, но и научная. Он находил и посылал высококвалифицированных профессионалов – агрономов, мелиораторов и пр.
    *************************************
    «И мне кажется, к великому сожалению, что дни кибуца сочтены».
    Аналога первых кибуцев – да.

    1. Кибуцы не имеют никакого отношения к марксистскому коммунизму.
      ———————
      Спасибо, Марк, за оценку. О приспособляемости верно. Я уже написал выше, отвечая Самуилу. Но в отношении того, что кибуцы не основаны на маркисиском учении, мне кажется ты ошибашься. Первые кибуцы как раз строили социалисты, идущие за » вождём мирового пролетарисата»

      1. Социалистами, Лёва, были и меньшевики, и эсэры. Да и внутри них были ещё разные течения. Меньшевики, думаю, не стали бы уничтожать толстовские коммуны. Ты полагаешь, Лёва, кибуцникам было до постижения «таинств» марксизма? Не думаю. В годы зарождения кибуцного движения молодые ребята не справились бы в одиночку, а объединяла их идея создания еврейского государства. Хоть и принято говорить «социалисты-сионисты», но на первом месте, думаю, был сионизм.

  3. Насколько я разбираюсь в китайском киноискусстве, в наши дни, кибуцов в их изначальном, даже 50-60 годов уже практически нет.
    Уже к концу 80-х, будучи экономически неэффективными, они жили на кредитах от государства, ибо до 1977 г власть принадлежала безраздельно социалистам и коммунистам (израильского розлива). А когда в 77-92 гг власть стала слегка капиталистической, кибуцы прогорели в дупель. Их спасло тогда правительство Рабина-Переса, правившее в 92-96 гг, заткнув дыру 10 млрд. долларов, которые были получены правительством под гарантии США для приема нашей алии. К тому времени новые поколения кибуцников отказались лично и по приказу работать «на земле» и стали использовать дешевую батраческую силу гастарбайтеров из ПА и заграницы, вплоть до Тайланда, многочисленных неустроенных русских олим и т.д. Средств на расширение социальной инфраструктуры, которой так восхищается Лева, уже тоже не было, а вольная жизнь и простота нравов, особенно, в молодости Страны и ее жителей, принесла большой приплод. До сих пор бабки забыть не могут, как их 60 лет назад оттрахали! И кибуцы, по сути, сохранили только вывески, изменив свою социальную суть и став капиталистическими, большей частью — промышленными, предприятиями. А имущество, в основном, приватизировав среди своих членов. О реальном состоянии кибуцов писать не принято. Но косвенно можно судить о том, что число избирателей партий Авода (Сионлаг) и МЕРЕЦ, электорат которых, в значительной мере, кибуцный, упало, по сравнению в с первой половиной 90-х в несколько раз . И еще. Нынешняя миролюбивая генеральская верхушка и высокопоставленные леваки-отставники, в большом проценте — выходцы из кибуцов.

    1. А вот, кстати, из ФБ, по другому поводу, но о БЫВШЕЙ продукции кибуцов:

      «Полностью разделяя праведный гнев народа Израиля, который в едином порыве встал на защиту чести и достоинства сионистского огурца, считаю своим долгом сообщить, что Израиль импортирует этот стратегически важный продукт не только из ПА, Турции и Египта, но и из Пуэрто-Рики (пуэрто-риканские мелкие, как сырье для засолки в Израиле).
      Вся информация из статьи в газете Казначей — Вести, от 9 ноября)»

    2. Спасибо, Иегуда, за интересную информацию. Кстати в кибуце, где я работал, тоже было много гастарбайтеров.

  4. Спасибо, Лев! Интересная статья, тема и … неопределённое резюме.
    Определённо только одно:
    все мы, от всей души, желаем успехов нашей Святой земле (с кибуцами, или без них),
    мира и счастья нашему народу !
    Спасибо нашим бухарцам, Реувену и Иегуде.
    Для меня ваше мнение о израильских делах, безусловно авторитетно и весомо.
    Отдельно благодарен всем бухарским евреям.
    Во время войны мой отец оказался в Бухаре (в эвакуации). Он много раз рассказывал об удивительных людях — бухарских евреях.
    Он говорил, что они спасли ему жизнь, приняв его, как родного.
    Так что, получается, что своей жизнью, я также обязан бухарским евреям.

    1. Яков! Рада читать о хорошем отношении к бухарским евреям, однако разочарую: кузены мои — Реувен, Иегуда, Аврум, да и я сама — самые, что ни на есть, ашкеназы. Мы все родились в Ташкенте, а все известные нам предки — на Украине или в Польше. В Бухаре, насколько я помню, никто из нас даже никогда не был. Есть у нас еще с ташкентских времен друзья в Израиле, бухарцы — одноклассники, однокурсники. Но мы уже все давно — израильтяне, хотя и кучкуемся по признаку русскоязычия.

      1. Бухарцы или нет, не так важно. Важно, что Вы, Ривка, и Руевен, помогая этому прекрасному сайту, делаете очень нужное евреям дело и спасибо вам.

  5. Автору, Льву Мадорскому.

    » Община у евреев в крови
    ———————
    Может, Вы, Самуил, и правы,но почему-то из приехавших в Германию 200 тысяч вошли в общину не более половины. У меня много не вступивших знакомых евреев, »
    —————————————————————————————————————————————-
    НЕТ, дорогой Лёва ! Самуил НЕ прав !
    Никакой » общине в крови » у евреев НЕТ.
    Это — вынужденая, для выживания мера, выработанная (тут я согласен с Реувеном) галутом, чертой оседлости, запретом на профессии, и, главное — неизменным и постоянным антисимитизмом, передаваемым из поколения в поколение, прежде всего,
    христианским миром .
    Лев, ты действительно НЕ знаешь, ПОЧЕМУ «вошли в общину не более половины» ?
    То, что написал Самуил по поводу не «чистых», смешанных семей — всего лишь
    «имеет место быть», не более того.
    Настоящей причиной отстранения себя, своих семей от членства в общинах, является НЕДАЛЬНОВИДНО-ГЛУПАЯ политика организаторов общин — раввинатов.
    До них плохо дошло, что наша имиграция в Германию на 99% состоит НЕ из евреев
    (в их понимании), а из бывших советских людей, воспитанных «с пелёнок», на атеизме.
    «Втягивание» наших евреев в общину по религиозному признаку заведомо НЕ МОГЛО привести к другому результату …
    Стать верующим (не фальшивым!) за короткое время, да ещё в зрелом возрасте, КРАЙНЕ СЛОЖНО, если вобще возможно.
    С первых дней этой имиграции (с 1991-го) я жил в Германии, видел всё это своими глазами и снаружи и из нутри, став (уже через месяц) членом общины.
    Это с одной стороны.
    С другой стороны, всё испортил ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС руководств общин,
    ХАЛЯВНЫЕ ДЕНЬГИ — государственное финансирование еврейских общин по по-головному принципу (т. е. по колличеству членов).
    Отсюда мы имеем СПИСОЧНЫХ членов общин, которых (ты это знаешь, Лев) не менее 90%
    из той половины (из 200000), т.е., никак и ни в чём НЕ УЧАСТВУЮЩИХ, и даже годами
    не показывающихся в стенах общин.
    Но, зато халявные деньги позволили расплодится чиновникам от религии.
    Эти НЕЗАРАБОТАННЫЕ деньги, а не свои кровные взносы, позволяют нанимать,
    содержать на очень не хилых ставках собственно раввинов.
    Разумеется, там, где есть деньги, тут же появляются и претенденты … и не один.
    Тут, как и следовало ожидать, подсуетились и местные, и шустрые раввины из Израиля
    (со знанием немецкого языка, а иногда и без) — есть из кого выбирать.
    Весь этот базар виден нашему брату (из совка), что мало помогает настоящему
    (не показушному) сохранению и развитию еврейской жизни в Германии.
    Результат ?
    А, кому он нужен ?!

  6. Стать верующим (не фальшивым!) за короткое время, да ещё в зрелом возрасте, КРАЙНЕ СЛОЖНО
    ———————
    С твоим комментом, Яков, на этот раз ( даже у нас , во многом, единомыцшленников такое бывает далеко не всегда) полностью согласен. Особенно по тезису, вынесенному сверху. Синагогальная община в Германии для приехавших из атеистического пространства, то бишь, из бывшего Советского Союза, не религиозное объединение, а клуб по интересам.
    Согласен и с тем, что существование на халявные, государственный деньги развращает руководство общин. Когда я написал об этом в «Евр.газете» и призвал поставить перед собой цель от этих денег со временем отказаться, а пока жить скромно на членские взносы и пожертвования, меня ругали и даже вышла статья о том. что я призываю уничтожить религиозную жизнь в Германии. Отсюда и бесконечные скандалы в общинах. Есть, конечно, исключения, и общины уже сегодня живущие на пожертвования есть, но, в целом, печальная картина.

  7. Всё так, Яков и Лев, всё правильно. Но… на дворе не 1917, а 2017 год. У евреев есть своё государство, в котором далеко не всё в порядке. Поэтому, кажется, нужно искать способ приложения своих «революционных» устремлений (кому они не дают покоя) там, а в стране проживания, когда нет возможностей по разным причинам совершить алию, просто честно и хорошо работать.

    1. Умилило это «честно и хорошо работать».

    2. Дорогой Марк ! Мы с Яковым пишем не «революционных настроениях», а о желании у некоторых руководителей общин побольше нахапать. Я был несколько лет в правлении общины и это не пустые слова. Порой, светские евреи забывают для чего ходят в синагогу.

      1. Я ведь написал, Лёва, что всё так и есть, и ничего вы не выдумываете, но при этом я не знаю ни одного случая, когда радикальные перемены в какой-нибудь еврейской общине дали положительный результат.

        1. Марк, что вы понимаете под словами :
          «дали положительный результат» ?

          1. «положительный результат» — это, когда люди (в основном, русскоязычные), недовольные положением в общине, добивались того, чего хотели. Причина именно в том, что общины существуют (и не плохо) за счет госбюджета. Прикиньте возможный бюджет от членских взносов (и прослезитесь). Да, ещё и прикидычная оценка будет оптимистической.

  8. Прикиньте возможный бюджет от членских взносов (и прослезитесь).
    ———————
    Да, Марк, конечно, на взносы можно на праздники только выпить чай с печеньем, а не шиковать в лучших ресторанах, как, это обычно бывает. Но, (думаю, это и Ваше мнение), до тех пор пока нет богатых пожертвований, так отметить праздник во всех отношениях, в том числе. в религиозном, более этично.

    1. Лёва, да что там праздники. Ты даже не представляешь, какой недвижимостью владеет наша община. Но расходы на её содержание многократно превышают доходы. Ежегодный дефицит бюджета (миллионы евро) покрывается из внешних источников, но не богатыми членами общины, а из госисточников. Можно много об этом говорить и даже писать, но толку никакого.

      1. Можно много об этом говорить и даже писать, но толку никакого.
        ———————
        Возможно, Марк, был бы толк, если бы Центральный совет евреев поставил перед общинами цель-постепенно отккзаться от гос.дотаций, а пока работать на общественныхх началах. Но все мои предложения на эту тему отбрасывались как безумные и даже антиеврейские…

  9. Льву и Марку.
    ————————————
    Хотя мы удалились от темы, я с разрешения автора статьи, продолжу.
    Надеюсь, Лёва, ты не против.
    ————————————————————————
    То, что вы сейчас услышите, вас обоих наверное удивит (особенно, Марка), и потребует доверия моим словам.
    Лев, ты знаешь, выдумками и преукрашательством я НЕ занимаюсь — оно мне ни к чему.
    Начну с вашего, Марк, поста от 11.14.2017 03:08.
    Итак, по-порядку.
    В нашей общине (Stuttgart) как раз «русскоязчные» ДОВОЛЬНЫ (вцелом) положением в общине, именно ПОТОМУ, ЧТО многого ДОБИЛИСЬ…
    Естественно, что угодить каждому НЕВОЗМОЖНО в любом коллективе, община — не исключение.
    Вы, Марк, упираете на иждивенчство общин — т.е. мы живём как попрошйки, в основном на государственные деньги.
    В моей общине ЭТО НЕ ТАК — ровно НАОБОРОТ. Гос.финансирование составляет гораздо меньшую часть бюджета.
    Основные доходы от разных видов деятельности, включая упоминаемую вами недвижимость, плюс разумеется пожертвования.
    Смею вас заверить, финансовое положение общины в профиците, и не вызывает беспокойства, что раньше (6-7 лет назад) было большой проблемой.
    При всём этом, я остаюсь твёрдым сторонником самофинансирования, т.е. жизни НА СВОИ КРОВНЫЕ. Это — ЧЕСТНЕЕ пред собой и перед Ним.
    Но, Марк, мечтать никому не запрещается, и если мы попытаемся привести в жизнь эту простую идею, нас ждет (легко догадаться) большое РАЗОЧАРОВАНИЕ, потому что на всё нужны деньги и не малые, а мы (русскоязычные) по большому счёту, БЕДНЫ.
    Надо быть РЕАЛИСТАМИ, и не «летать в облаках».

    1. Я не могу себе представить, от каких видов деятельности община имеет доходную часть, превышающую расходную. И чего такого многого добились русскоязычные члены вашей общины? Гос.финансирование составляло 850 евро на члена общины (сегодня, м.б., больше). В нашей общине более 7000 (семи тысяч) членов. И этих денег не хватает. Построили новый дом престарелых, сейчас идет капремонт жилого комплекса и многое другое. Вы представляете, сколько это стоит. Какое самофинансирование? Дефицит покрывается из городского и земельного бюджетов. Во многих местах (не у нас) построены или строятся новые синагоги. Уверен, Вы читали у Берковича статьи об этом Л. Комиссаренко. То есть, как говорится, Яков, «моя твоя не понимая».

      1. Из этого поста можно понять главное —
        вы, Марк, мне НЕ ПОВЕРИЛИ.
        Ну, что ж, неудивительно. Чтобы верить человеку, надо знать
        его, надо уметь и ХОТЕТЬ «увидеть» и понять другого,
        а не только себя.
        Не каждому это дано.
        Лев это может, вы, Марк, к сожалению — НЕТ.
        Поэтому, вы не можете «себе представить», вам нужны
        доказательства …
        Но, то что вы примите как доказательства —
        закрытая информация (экономическая, финансовая), которую,
        по Уставу общины, я не имею права распространять.
        Этого, извените, «НИЗЗЯ-А-А» !
        Другая, открытая информация (на сайте общины), вас НЕ убедит.
        Что же нам остаётся ? Мелочь … — ДОВЕРИЕ !
        Без него ничего не будет.
        Попытаюсь помочь вам в обретении оного.
        Немного о себе.
        26 лет являюсь активным членом своей общины, т.е. знаю всё,
        что там было и происходит, вижу её проблемы…
        Лично знаком со многими, включая раввинат, всё Представительство и Правление.
        Что значит «активным», не занимая никаких официальных
        выборных постов ?
        Ну, хотя бы то, что за все 26 лет я НЕ пропустил НИ ОДНОГО общего годового собрания (при всех «властях»).
        Даже тем, кто хорошо меня знает, в это не верится.
        P.S.
        C творчеством Л. Комиссаренко, конечно, знаком по его
        статьям. Он отлично осведомлён в нашей общей теме.
        Под его статьями есть и мои комменты. Иногда с ним
        не согласен.

  10. , я остаюсь твёрдым сторонником самофинансирования, т.е. жизни НА СВОИ КРОВНЫЕ
    ————————
    Так, кстати, было и раньше. до «12 чёрных лет» Видимо, появляются более обеспеченные верующие евреи , которые потихоньку возвращают общину к нормальному состоянию-самофинансирование. Жаль только,, что даже в таком варианте будущего у общин нет. Но это совсем другая тема.

Обсуждение закрыто.