В защиту прозелита. Недельная глава Торы «Насо»

Шавуот, праздник дарования Торы, который мы отметили перед этой субботой, не случайно соседствует с разделом «Насо», самым большим по объему в Пятикнижии и снабженным самыми длинными комментариями. Шавуот – это время, когда мы испытываем особую любовь к нашему духовному наследию и желание прилежно изучать его.

Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви – Кегата, Гершона и Мерари – в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Общее число левитов «трудоспособного» возраста от 30 до 50 лет составило 8580 человек. Если человек сознается в краже чужого имущества после того, как  он отрицал это в суде, он должен вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец краденого умер, не оставив наследников, все имущество и штраф получает священник-коэн. Если муж заподозрил жену в измене, она получает статус «сота» и подвергается строгой проверке в Храме. Коэн дает ей специальное питье. Если женщина невиновна, напиток не причинит вреда. Но если она действительно вступала в близость с чужим мужчиной, ей уготована мучительная, сверхъестественная смерть. Человек, «посвящающий себя Б-гу воздержанием», становится назиром (назореем). В течение определенного срока он не ест винограда и не пьет виноградного сока, не стрижется и не приближается к трупам. По истечении срока посвящения назир должен обрить голову и принести жертвы в Храме, после чего он может вернуться к нормальной жизни. Если назир по какой-то причине прервал свой обет, то после бритья головы и принесения искупительных жертв он должен начать все сначала. Коэнам заповедано благословлять евреев особой формулой. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана во второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки Мишкана и его утвари, а также приносят одинаковые дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония и хлебные приношения.

***

«Говори сынам Израиля: мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, изменив Б-гу, и провинится тот человек» (5:6).

Стать евреем невероятно трудно. Во-первых, ему надо в течение длительного времени доказывать свое искреннее стремление быть полноценным верующим иудеем, никак не связанное с каким-либо «шкурным» интересом. Во-вторых, он должен одолеть многочисленные бюрократические барьеры и, пройдя учебный курс, сдать экзамены на знание законов иудаизма. Добавьте к этому кардинальное изменение образа жизни, отход от своего прежнего окружения, а иногда и полный разрыв с ним, обрезание для мужчин, и вам станет ясно, насколько проще и удобнее родиться от матери-еврейки, чем с большими трудностями вступать в неведомую жизнь.

Видимо, поэтому, когда прозелит минует все испытания и становится полноправным членом еврейского общества, Тора велит нам, евреям по рождению, «любить пришельца». Любопытно, что в Торе нет заповеди любить жену или мужа и других родственников. Эта любовь выводится из закона Торы любить своего ближнего, как самого себя. Между тем, императив любить новообращенного сформулирован прямо и однозначно, причем не один и не два раза. Тридцать шесть раз (!) Тора требует от нас не проявлять жестокость к прозелиту, не притеснять его, а относиться к нему по-доброму, оказывать ему всяческую помощь и поддержку.

РАШИ объясняет, что общее, на первый взгляд,  выражение «изменить Б-гу», упомянутое в приведенном стихе, имеет вполне конкретное и узкое значение: «украсть у прозелита».

Тот, кто ворует у новообращенного, оскверняет Имя Всевышнего в его глазах. Ведь прозелит (настоящий, а не фальшивый) присоединяется к еврейскому народу, чтобы найти убежище под крыльями Шехины, Б-жественного присутствия.

Вот почему в данном стихе употребляется глагол «лимоль» («меила»), который означает злоупотребление храмовым имуществом. Уличенный в таком преступлении обязан принести в Храм «корбан-хатат», грехоочистительную жертву.

Имущество и достоинство «нового» еврея ценятся очень высоко.

Не ставь преграду перед слепым

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Говори сынам Израиля: мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, изменив Б-гу, и провинится тот человек, то пусть исповедаются в грехе своем…»(5:5-7).

Согласно РАМБАМу, исправление греха («тшува») должно происходить в три этапа: сожаление о содеянном; решимость не повторять свои ошибки и изменение поведения. Кроме того, человек обязан, как видно из приведенного стиха, устно исповедоваться в своем грехе перед Б-гом.

Но почему вначале говорится: «мужчина или женщина, если совершит…» — в единственном числе, а затем: «то пусть исповедаются» — во множественном?

Мы знаем, что в Торе нет ни одной случайной буквы. В данном случае несовпадение формы числа в глаголах учит нас важному правилу. Согласно еврейской традиции, в преступлении, совершенном одним человеком, виновен не только он сам, но и, в значительной мере, его окружение: возможно, родители, не давшие ему правильного воспитания, или учителя, наставники, не привившие ему моральные нормы, или средства массовой информации, проповедующие безнравственность и вседозволенность, или даже нерадивый продавец в универмаге, оставивший товар без присмотра и тем самым «соблазнивший» морально нестойкого покупателя на кражу (в последнем случае нарушена заповедь Торы «не ставь преграду перед слепым»).

Конечно, главная вина за преступление возлагается на самого преступника. Но и общество несет ответственность за его действия, за извращенные вкусы и ценности, которые оно прививает людям. Например, если газета не брезгует порнографическими публикациями, ее возмущенное осуждение сексуального преступления, выглядит, по меньшей мере, лицемерно. Вот какую лавину мыслей рождает всего одно слово в Торе, употребленное в необычной грамматической форме.

Соединение миров

Три мира: Мысль, Действие и Речь. Три мира, которые легко осквернить. В сегодняшнем разделе говорится о назире:

«Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием…»(6:2). Стремясь духовно очиститься и приблизиться к Всевышнему, назир отдаляется от трех вещей: он не стрижется, не пьет вино и избегает контакта с мертвецами, чтобы не стать «таме», ритуально нечистым.Эти три ограничения способствуют удалению нечистоты из трех миров: мира Мысли, мира Действия и мира Речи.

Мысль. Волосы растут на голове, мыслительном аппарате. Поэтому стрижка волос представляет собой исправление несовершенства в области мысли.

Действие. «Тума», духовная нечистота, соответствует сфере действия. «Тума» возникает чаще всего при контакте с мертвым телом, которое до смерти воплощало собой жизнь и действие.

Речь. Вино представляет функцию речи. Поэтому говорят: «входит вино — выходит тайна». Когда человек пьет, он не может удержать в себе тайны. Видимо, не случайно у ивритских слов «яин» (вино) и «сод» (тайна) — одинаковая гематрия, числовая сумма букв. Тайны передаются словами, речью. Чтобы исправить свою речь, надо воздерживаться от вина.

Трем упомянутым сферам соответствуют три вида храмовых жертвоприношений (корбанот): «ола», жертва всесожжения, «хатат», грехоочистительная жертва, и «шламим», мирная жертва. «Ола» исправляет неправильные мысли; «хатат» — неправильные действия, и «шламим» искупает пороки речи.

Речь объединяет в себе мысль и действие, душу и тело. Речь — это синтез физического и нефизического. Ибо без мысли не может быть и речи, а без движения губ не могут появляться слова.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора