“Уотергейт” Дональда Трампа — дым без огня

The Vulgarian“Шумим, братцы, шумим”, — сказал почти 200 лет назад Репетилов, второстепенный персонаж комедии Грибоедова “Горе от ума”, и через 75 лет Ленин назвал это “лозунгом многих революционно настроенных личностей, увлеченных вихрем событий и не имеющих ни теоретических, ни социальных устоев”.

В цитатнике Ильича, мумию которого собираются, но никак не соберутся вынести из Мавзолея на Красной площади в Москве, множество ненужных афоризмов, но этот сегодня лыком в строку тому, что творится у нас в Америке после ноябрьских выборов президента. Ленина следует поправить, что шум по этому поводу подняли и продолжают шуметь американцы с вполне обозначенными социальными устоями: профессора уважаемых университетов, журналисты ведущих СМИ, звезды телевидения, кино и эстрады. И, конечно, политики, которым такое простительно как профессиональным оппозиционерам.
С “теоретическими устоями” трампофобов сложнее, и недавно консервативный обозреватель Майкл Гудвин заметил, что “если ты молоток, то все остальные — гвозди, а если ты демократ, всё вокруг — ‘Уотергейт’ “. Сказано это было в связи с недавним решением Трампа уволить директора ФБР Джеймса Коми, и демократы мигом напомнили про “Saturday Night Massacre” («Резню в субботний вечер»), когда в октябре 1973 года президент Ричард Никсон, дождавшись выходных, приказал уволить недавно назначенного специального прокурора Арчибальда Кокса, который официально потребовал от Никсона передать следствию магнитофонные пленки Белого дома. Министр юстиции Эллиот Ричардсон и его заместитель Уильям Ракелсхаус подали в отставку в знак протеста, отказавшись выполнить президентский приказ. Федеральный судья признал увольнение Кокса незаконным. В Палате представителей начали готовить резолюции об импичменте. Никсон назначил нового специального прокурора, но скандал разрастался, и через 9 месяцев Верховный суд единогласно обязал президента передать плёнки с записями его разговоров в Овальном кабинете. 9 августа 1974 года Никсон ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента.
“Увольнение Коми, — сообщило в минувшую пятницу агентство Аssociated Press, — выставило Трампа в сомнительном качестве первого после Никсона президента, который уволил правоохранителя, руководившего расследованием, связанным с Белым домом. Как и Никсон, в Белом доме он становился все более изолированным, последнее время опираясь только на узкий круг членов семьи и лояльных советников”. Коми был назначен демократом Обамой почти три года назад, и в его замене при новом президенте-республиканце нет ничего удивительного, но Никсону и не снилась опала, в которую попал Трамп. Можно, конечно, напомнить, что в 1993 году пришедший к власти демократ Клинтон уволил назначенного республиканцем Рейганом директора ФБР Уильяма Сэшнса, который отказался уйти в отставку, но Сэшнс еще при Буше-старшем попал под служебное расследование по подозрению в “нецелевом расходовании бюджетных средств”. Трамп попал как кур в ощип демократов за его предполагаемую связь с Кремлем, который якобы помог ему стать президентом, и его многочисленные противники днем шумят, а ночами спят и видят новый уотергейтский скандал с аналогичными последствиями.
Но тем из них, кто поумнее, снится другое. “Несмотря на схожесть с печально знаменитой «Резнёй в субботний вечер», устроенной президентом Ричардом Никсоном 44 года назад во время уотергейтского скандала, политическая ситуация тогда и сегодня абсолютно разная”, — написал в прошлую субботу на сайте международного сетевого издания Project Syndicate профессор истории Принстонского университета Шон Виленц. Политическую ориентацию Виленца можно определить по тому, что предвыборные призывы сторонников Трампа посадить в тюрьму Хиллари Клинтон он назвал “лаем толп в красных кепках”. В своей статье “Длинный путь от Коми к Уотергейту” профессор признает, что “в данный момент нет никаких причин видеть в увольнении Трампом Коми повторения ‘Резни в субботнюю ночь’ Никсона или вообще какого-либо события в американской политической истории. Президент, возможно, действует так, будто он хочет скрыть нечто ужасное (как и Никсон), но в нынешних обстоятельствах этого недостаточно, чтобы узнать, что именно это может быть”.
Обозреватель газеты New York Post и редактор журнала Commentary Джон Подгорец в прошлый четверг написал, что, несмотря на поднятый шум о схожести политических судеб Трампа и Никсона, нашего 45-го президента уместнее сравнивать с 39-м — Джимми Картером. Подгорец напомнил, что губернатор Джорджии для Вашингтона тоже был “человеком со стороны”, и в 1976 году демократ Картер победил республиканца Джеральда Форда с небольшим перевесом. Конгресс встретил его большинством законодателей-демократов — 229 в Палате представителей и 61 в Сенате. (Сейчас это 241 и 52.) За четыре года президентства Картеру удалось оттолкнуть от себя законодателей-демократов, которые могли бы обеспечить ему второй срок. “Без базы в Демократической партии и с несколькими друзьями в федеральном правительстве ему было трудно выполнять свои цели, — написал о Джимми Картере историк Даглас Бринкли в книге “Незавершенное президентство”. — Его отличала мстительность, которая часто была видна и отталкивала… Экстравагантные обещания предвыборной кампании в основном не выполнялись. Многие были невыполнимы, и их не следовало давать”. Джимми Картер пришел в Белый дом, считая себя партией из одного человека, и ушел так же сам по себе, не застолбив место в истории за решения иранского и афганского кризисов. “Если Трамп продолжит поступать так, будто ему можно делать всё, везде и всегда, и нарываться на последствия среди коллег-республиканцев за свое импульсивное поведение, — предупреждает консерватор Подгорец, — они поступят с ним так же, как поступили демократы с Джимми Картером. Но если такое случится, (Трамп) уйдет не как Никсон, а история запомнит его как крайнего эгоцентрика”.
В сообщении об аналогиях “Никсонгейта” и “Трампгейта” репортеры АР Джонатан Лемайр, Джейк Пирсон и Джули Пейс написали, что в борьбе с бурей, поднявшейся после увольнения директора ФБР Коми, президент Трамп сделал ему политический контрольный выстрел в голову, предупредив, чтобы тот помалкивал о возможных записях их частных бесед. Это заявление прозвучало так же голословно, как предыдущее о том, что до выборов Трампа прослушивали по указанию Обамы, но сейчас выходило, что президент намекает на прослушку ФБР уже после выборов и инаугурации. В извещении об увольнении директора ФБР 9 мая президент написал, что очень ценит Коми за трехкратное информирование его о том, что Трамп не состоит под расследованием относительно предполагаемых связей с Путиным. “Тем не менее, — написал Трамп, — я согласен с решением министерства юстиции, что вы неспособны эффективно руководить бюро”. Позже стало известно, что Трамп был намерен сменить директора ФБР с первых дней президентства.
Сейчас увольнение Коми объясняют реакцией Трампа на возможность прослушки, протянув к “Уотергейту” и “Резне в субботу вечером” уже не ниточку, а толстый канат аналогий. “До того как он начнет делиться с прессой, Джеймсу Коми лучше надеяться, что ‘пленок’ наших бесед нет”, — написал президент в своем твиттере. Джон Коньерс, старший демократ в Юридическом комитете Палаты представителей, и его коллега Элиджа Каммингс из Комитета по надзору и правительственной реформе направили старшему юристу Белого дома Дону Макгану письмо, заявив, что поведение Трампа укладывается в “спектр политического запугивания и препятствий правосудию”. Действия президента, написали конгрессмены, “также рискуют подорвать ведущиеся криминальное и контрразведывательное расследования и независимость федеральных правоохранительных ведомств”.
Обозреватель и редактор консервативного журнала National Review Рич Лури назвал это “дымом без огня”, признав, что Дональд Трамп сам “бросил в комнату дымовую шашку военного образца”. Для увольнения Коми, написал Лури, было много законных причин и недовольство тем, как он расследует “русский след”, не единственное, хотя сейчас это изображают главным мотивом Трампа. Отчасти в этом виновен сам Трамп, который, не считая себя виновным и утверждая, что ему нечего скрывать, уклоняется от ответов на прямые вопросы. Если нет огня, то зачем этот дым? И, тем не менее, Рич Лури уверен, что огня нет, а “есть намеки на то, что могло быть”. То, что Грибоедов в 1827 году назвал “Шумим, братцы, шумим”, Шекспир в 1600-м обозначил как “Много шума из ничего”. Есть еще одна народная мудрость “Слово — серебро, а молчание — золото”, которая у нас заложена в Пятой поправке к Конституции, но президентам такое негоже.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к ““Уотергейт” Дональда Трампа — дым без огня

  1. Что происходит в США? Кто командует парадом?
    СМИ и Левые провоцируют, лутше, требуют начала 3х войн с Россией на Украине, Прибалтике и в Сирии. «Не видя» полного поражения Запада — молниеносной операции бойцами халифата оккупации ЕС и США. Наживают «политический капитал» понося Путина и Трампа.

    Чего добились «Хусейны Обамы», ВВС, СНН так далее ?
    На сегодня стало обычным делом давить пешеходов на тротуаре или отстрелить граждан в общ. местах «психически неуровнавешенными» . Завтра взрывы грязных бомб станут обычным делом. Нелепо думать что не случиться. Вопрос в чём: Где? Когда?

    Чуть раньше Муфтий Хусейн О отменил конституцию США и законадельство США покрывая преступления своего режима. Др. словами для инпичмента Президенту СМИ и левым не нужны факты, доказательства достаточно собственного вранья. Так было 8 лет.

    В США СМИ интернет и ТВ заполнены призывами безумцeв не имеющим никаких связей реальностью искренни ненавидящих США и Трампа.

    Предположим невероятное: СМИ «доказали» что люди Трампа обращались в Кремль за помощью во время выборов — не существует в законадательстве США статьи криминализирующей эти действия.
    Я не верю своим глазам «Советские Комитетчики» во главе с Пр. Путиным помогали Американскому народу сбросить режим Аятолл Хусейна/Нилара, Полоси, Маккейнов и мн. других…Поразительно.

Обсуждение закрыто.