Еврейский музей во Львове, или Вперед в прошлое?

Максимилиан Гольдштейн в Еврейском музее
Максимилиан Гольдштейн в Еврейском музее

Восстановить Еврейский музей во Львове призвали горожан известный украинский ученый-экономист д-р Степан Давымука и журналист-международник, представитель ЮНЕСКО во Львовской области Марко Симкин.

Музей был открыт 17 июня 1934 года в доме правления еврейской общины по ул. Берштайна, 12 (ныне – Шолом-Алейхема) при поддержке тогдашнего председателя правления (и по совместительству вице-президента Львова) Виктора Хайеса. Экспозиция впечатляла – ее стержнем стала коллекция старинных ктубот (брачных контрактов), были также широко представлены ритуальные изделия из серебра, предметы еврейского быта и полотна еврейских художников. Одним из первых посетителей музея стал митрополит Андрей Шептицкий, передавший в его распоряжение ряд экспонатов.

Здание бывшего Еврейского музея, Шолом-Алейхема, 12
Здание бывшего Еврейского музея, Шолом-Алейхема, 12

С вхождением в 1939 году Западной Украины в состав СССР музей, принадлежавший еврейской общине, был присоединен к львовскому Музею художественных промыслов, а его временным руководителем назначили искусствоведа и собирателя еврейской старины Максимилиана Гольдштейна. Этот человек, которому, собственно, и принадлежит идея еврейского музея во Львове, озвученная еще в 1910 году, был фанатично предан своему делу. Личная коллекция Гольдштейна, размещенная в его квартире, была открыта для широкой публики.
После оккупации Львова нацистами в июле 1941-го искусствовед получил нечто вроде охранной грамоты, выданной комиссаром музеев Львова Илларионом Свенцицким, – Гольдштейн назначался хранителем еврейской коллекции. Правда, ни Гольдштейн, ни Свенцицкий не знали о планах оккупантов отправить наиболее ценные экспонаты Еврейского музея Львова в Прагу, где нацисты планировали открыть Музей исчезнувшего народа.
В декабре 1941 года все евреи Львова, в том числе Гольдштейн с семьей, были отправлены в гетто. Он отстаивал коллекцию до последнего, защищая экспонаты, как собственных детей. Известно, что, благодаря заступничеству львовских музейщиков, Гольдштейн сумел пережить две акции по уничтожению львовских евреев – в марте и августе 1942 года. Вероятно, очередная просьба о продлении разрешения на работу не увенчалась успехом – ученый с семьей были расстреляны предположительно в Яновском лагере в конце 1942 года.

Марко Симкин
Марко Симкин

Еврейские древности были между тем спасены украинцами – работниками Музея художественных промыслов, которые спрятали их в одном из потаенных уголков здания. После войны эти бесстрашные люди пришли к директору воссозданного Львовского музея этнографии и художественных промыслов Павлу Жолтовскому и передали ему спасенные экспонаты. Жолтовский оказался предан своему делу не меньше Гольдштейна – в 1948-м, получив указание уничтожить все еврейские артефакты, выдающийся украинский ученый представил в НКВД фальшивое свидетельство об уничтожении древностей, а сам спрятал их на чердаке музея. Как подчеркивают Давымука и Симкин, Жолтовский был единственным украинским ученым советской эпохи, который в годы государственного антисемитизма писал и издавал научные труды, посвященные еврейскому ритуальному искусству. Благодаря его усилиям, множество произведений еврейского искусства было спасено от уничтожения: собирая на свалках элементы украшения синагог, он прятал их в запасниках Музея этнографии. Общественность Львова узнала о дважды спасенной коллекции только в 1990 году, когда в городе прошла выставка еврейского материального и духовного наследия.

Степан Давымука
Степан Давымука

Тем временем дом, где в 1934 году открылся Еврейский музей, рушится на глазах. В конце прошлого года Галицкий районный суд Львова обязал владельца здания – еврейскую религиозную общину «Бейс Аарон ве-Исраэль» – провести в нем капитальный ремонт. Основанием стали жалобы жильцов соседнего дома, утверждающих, что их квартиры затапливаются из-за плохого состояния крыши здания еврейской общины. Позиция раввина не изменилась, что в принципе ставит под вопрос идею воссоздания музея, по меньшей мере, в его историческом здании. Впрочем, Степан Давымука и Марко Симкин видят ситуацию в более глобальном контексте, подчеркивая, что «восстановление Еврейского музея во Львове станет доказательством демократического развития независимого украинского государства».

Виктор МАКОВСКИЙ
hadashot.kiev.ua

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора