Оловянные кастрюли на 28-й улице Нью-Йорка

Нью-Йоркский район 28-й улицы между Бродвеем и Шестой авеню, где в начале ХХ века были сосредоточены конторы издателей нот и офисы композиторов-песенников, вошёл в историю под названием Tin Pan Alley (Аллея Оловянных Кастрюль).

Джордж слева и Айра Гершвины
Джордж слева и Айра Гершвины

Когда однажды журналист и музыкант Монро Розенфельд пришёл туда, чтобы написать в газету статью о новых издателях популярной музыки, он услышал на улице непрекращающийся гул, грохот и какофонию дюжины пианино, как будто сотни людей колотят по оловянным кастрюлям. Он и дал название этому кварталу «Аллея Оловянных Кастрюль», ставшее синонимом американской музыкальной индустрии эпохи того времени. Как пишет автор и ведущий программы »Время джаза» на радиостанции «Свобода» писатель Дмитрий Савицкий, популярные песни, созданные там, стали национальной американской музыкой. «Эти мальчики и девочки первого или второго поколения эмигрантов, имевшие в запасе, кроме немецкого, русского, польского или венгерского языков, идиш, смогли снабдить свингующую Америку тем здоровым сентиментализмом эпохи, что позволял смеяться, грустить, тосковать и мечтать… Будущие композиторы-песенники часто начинали там таперами, они озвучивали для издателей нот музыкальный материал. Джордж Гершвин начал карьеру в Tin Pan Alley в 14 лет именно в этой роли.
Эпоха Tin Pan Alley стала периодом, когда были написаны лучшие и популярные произведения, большую часть которых сочинили композиторы и поэты-песенники еврейского происхождения.
C чего же начиналась эта эпоха? После гражданской войны в США более 25000 пианино продавались каждый год (была реклама «пианино — в каждый дом»), и более 500000 молодых людей учились играть на этом инструменте. Как результат, спрос на ноты быстро рос, и всё больше издателей стало выходить на рынок. Большой спрос на музыку был и у создателей вошедших в моду водевилей. В течение последних 15 лет XIX века Нью-Йорк стал превращаться в центр изданий нот популярной музыки и центр музыкального и исполнительского искусства.

Джером Керн справа и Оскар Хаммерстайн
Джером Керн справа и Оскар Хаммерстайн

Большинство издателей музыкальной литературы, связанных с Tin Pan Alley, были евреи: Эдвард Маркс, Морис Шапиро, Макс Дрейфус, Луис Бернштейн, Джером Ремик, братья Витмарк, Лео Фейст, Джозеф Стерн, Тэд Шнайдер и др. Многие из них были также создателями песен. Яркий пример — Ирвинг Берлин, выдающийся американский композитор, имевший свою крупную издательскую фирму. Дело было поставлено на промышленную основу. Рынок определял, какой стиль песен лучше продаётся, и после этого такие песни издатели заказывали композиторам и поэтам-песенникам (lyricists). После публикации нот проводились презентации песен для продавцов и покупателей с помощью музыкантов и исполнителей, которых называли pluggers, среди них были будущие знаменитости, такие, как композиторы Джордж Гершвин, Джером Керн и тот же Ирвинг Берлин. Они выступали в крупных магазинах, спортивных залах и других общественных местах. Ноты некоторых популярных песен продавались в миллионах копий. Система контрактов позволяла многим талантливым композиторам и поэтам отказаться от побочных заработков и жить только за счёт своей основной профессии. На вопрос, с чего начинается песня — со слов или музыки, lyricist Ирвинг Кессар отвечал так: она начинается с контракта и с того, кто его первый оформит. К выпуску нот были привлечены и художники, оформлявшие титульные листы этой, как её называли в Америке, sheet music. На Tin Pan Alley располагались издательские конторы, офисы композиторов, поэтов и художников, образовывавших своеобразную фабрику по созданию модных песен. В 1890 г. издатели тратили примерно 1300 долларов на создание песенных хитов, которые продавались в среднем за 50 центов за копию. Умножьте на миллионные тиражи некоторых копий. Показательным примером, как создавался бизнес на Аллее Оловянных Кастрюль, является история братьев Витмарк, основавших в 1886г. издательскую фирму, которая стала лидером в эпоху sheet music. Старшему Исидору тогда было 17, среднему Джулиусу 13 и младшему Джею 11 лет. Поскольку братья были несовершеннолетними, формальным главой фирмы был их отец. В своём доме в Нью-Йорке они сначала печатали поздравительные открытки, но вскоре занялись печатанием нот, к чему их подтолкнула ожидаемая в США свадьба президента Гровера Кливленда. Исидор, самый музыкальный из них, решил написать к этому событию свадебный марш, который братья напечатали в несколько десятков тысяч копий, заработав на этом хорошие деньги и, главное, заявив о себе как об удачных бизнесменах. Джулиус, обладавший хорошим голосом, представлял как plugger новые песни, которые сочинял Исидор, Джей помогал делать копии и занимался финансами. Их дело быстро разрасталось. Они ввели в практику раздавать бесплатно ноты известным профессиональным коллективам для рекламы новых песен и были первыми, кто стал публиковать британские хиты в Америке и американские хиты — в Англии.

Ирвинг Берлин
Ирвинг Берлин

Золотая эпоха Tin Pan Alley в виде sheet music длилась с 1885 до начала 30-х годов, то есть до времени широкого распространения грамзаписей (первые, достаточно редкие записи стали появляться только после 1909 г.). Её можно условно разделить на три эры по пристрастиям публики и музыкантов: эра песен-баллад, лирических песен и водевилей (1885-1900); эра регтайма (1900-1918); эра блюза, джаза и музыкальных шоу типа знаменитого шоу Флоренца Зигфельда (1918-1930). Все эти годы, а позже и в годы господства мюзиклов и звукового кино, в большинстве случаев музыкальными лидерами были композиторы евреи и лучшими поэтами-песенниками тоже были евреи.
Это Чарлз К. Харрис, которого называли королём сентиментальных баллад, был первым издателем, продавшим 5 миллионов копий нот cвоей песни »After The Ball» 1892 г., ставшей международным хитом. Его считают одним из отцов-основателей Аллеи Оловянных Кастрюль, мастером маркетинга и инноваций в сфере музыкального издательского бизнеса. Он первый стал размещать на обложках нот фотографии исполнителей, которых приглашал для представления своих песен. Другим, не менее успешным и плодовитым композитором в ранний период Аллеи был Харри Тилзер, хиты которого »My Old New Hampshire Home» 1898 г. и »A Bird in Gilded Cage» были проданы в количестве 2 млн. нот. Тилзер написал много других коммерческих хитов (а всего он создал около 8000 песен). Он первым дал работу в своей издательской компании Ирвингу Берлину, который как plugger рекламировал его песни. С водевилей и лирических песен начали свою блестящую карьеру композитор и автор текстов Ирвинг Кесар, композиторы Джером Керн и Ирвинг Берлин.
Королём эры регтайма был, конечно, Ирвинг Берлин, написавший несколько песен в этом стиле: знаменитый »Alexander’s Ragtime Band» , »Yiddle on Your Fiddle Play Some Ragtime», »Violin Ragtime», песни, которые вывели его в лидеры американской популярной музыки (тексты для некоторых своих песен он писал сам). Другие известные композиторы времени регтайма: Луис Вольф Гилберт, родившийся в Одессе и бежавший с родителями от погромов в Америку, где он преуспел, создав несколько хитов (Ramona и др.) продававшихся миллионами копий; Джо Ховард, написавший знаменитый регтайм »Hallo, My Baby», и многие песни, ставшие стандартами; Жан Шварц — эмигрант из Венгрии, начинавший как plugger и быстро добившийся успеха на Аллее, сочиняя популярные песни в стиле регтайма.

Дороти Филдс
Дороти Филдс

Самым выдающимся композитором среди евреев, писавших джазовые композиции и песни в стиле «очаровательного ритма» («Fascinating Rhythm» так назывался один из его многочисленных хитов) был, несомненно, Джордж Гершвин. Среди других можно отметить Сэмми Фейна, песни которого исполнял Фрэнк Синатра, и талантливую поэтессу Дороти Филдс, которая работала с такими знаменитыми композиторами-евреями, как Джером Керн, Харолд Аллен, Артур Шварц и др. Её знаменитые хиты -»On the Sunny Side of the Street», »A Fine Romance». Артур Шварц написал много популярных песен, в том числе и на свои тексты, и прославился ещё постановками небольших эстрадных ревю на Бродвее. Харольд Арлен с поэтом Тэдом Кёхлером написали в это время такие знаменитые хиты, как »Get Happy», »Let’s Fall in Love», »Stormy Weather» и др., ставшие джазовыми стандартами.

Харальд Арлен справа и Эдгар Харбург
Харальд Арлен справа и Эдгар Харбург

В начале 20-х годов изменилась не только музыка, но и география Аллеи, которая постепенно стала перебираться в район 40-х улиц, ближе к центру театрально-музыкального Бродвея (или, как шутили аборигены Аллеи, ближе к доллару). В 20-е годы развитие звукового кино (первый звуковой фильм »Певец джаза» появился в 1927 г.) принесло Аллее новые творческие возможности, и многие её таланты двинулись в Голливуд. Среди них — знаменитые тандемы еврейских композиторов и поэтов-песенников: Джордж Гершвин со своим талантливым братом Айрой, Ричард Роджерс с Лоренцом Хартом, Джером Керн с Оскаром Хаммерстайном, Харолд Арлен с Эдгаром Харбургом и др. Ирвинг Берлин, музыкальные ревю которого с большим успехом шли на Бродвее, в 1929 г. тоже отправился завоёвывать Голливуд.

Ричард Роджерс слева и Лоренц Харт
Ричард Роджерс слева и Лоренц Харт

В 30-х годах развитие радио и записей песен на пластинки привели к упадку нотного (sheet music) бизнеса. Однако старые и новые звёзды Аллеи Оловянных Кастрюль продолжали ещё долго блистать на небосводе американской популярной музыки. Многие песни первого или второго поколения еврейских эмигрантов стали традиционными для Америки: »God Bless America» (второй американский гимн), »White Christmas» и »Easter Parade» Ирвина Берлина, »Schools Days» Гэса Эдвардса, »My Funny Valentine» Роджерса и Харта. Песня Джека Йеллена и Милтона Эгера »Happy Days Are Here Again» написанная в 1929 г. после Чёрного Четверга (29 октября 1929 г начало Великой депрессии) стала гимном Демократической партии.
Музыкальный фильм «Tin Pan Alley» режиссёра Уолтера Ланга со звёздами Элис Фэй и Бетти Грейбл вышел на экраны в 1940 г. «Оскар» за музыку к этому фильму получил знаменитый композитор Альфред Ньюмен, который за свою дальнейшую карьеру в кино получил ещё 8 «Оскаров». В 20-е годы в Нью-Йорке он начинал как дирижёр мюзиклов Берлина, Роджерса и Керна. В Голливуде Ньюмен продолжил славные традиции еврейских композиторов Аллеи Оловянных Кастрюль.

Юрий Шоткин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора