Трамп и кумовство

Джаред Кушнер
Джаред Кушнер

С тех пор как было объявлено, что Дональд Трамп назначает своим старшим советником своего зятя Джареда Кушнера, юристы спорят о том, не явится ли это нарушением американского запрета на семейственность.

По иронии судьбы Кушнер, которому на днях стукнуло 36, столкнулся с этой проблемой из-за Роберта Кеннеди, а преодолеть ее ему может помочь… Хиллари Клинтон.

А я думал, что демократы помогают только своим.

Соответствующий федеральный закон был принят Конгрессом в 1967 году, главным образом в связи со скандалом, который разгорелся из-за того, что президент Джон Кеннеди назначил своего младшего брата Роберта министром юстиции США. Критики роптали, что 35-летний Роберт Кеннеди слишком молод и неопытен для такого поста. Другие сетовали, что это назначение является вопиющим примером семейственности, на которую всегда смотрели косо, хотя законодательного запрета на нее 30 лет назад еще не было. Некоторые конгрессмены были также недовольны тем, что их коллеги берут жен на работу в своих офисах.

В наши дни запрет на семейственность есть и на федеральном уровне, и на уровне штатов, лишь в семи из которых его пока не ввели. Большой поклонницей запрета на то, чтобы чиновники назначали своих родственников на государственные должности, является профессор юриспруденции Вашингтонского университета Кэтлин Кларк, к которой сейчас не зарастала журналистская тропа.

Кларк заявляет, что, назначая зятя одним из ведущих сотрудников президентского аппарата, Трамп делает первую попытку игнорировать закон. Она объяснила обозревателю «Вашингтон пост» Аарону Блейку, чем плохо кумовство на государственной службе: оно создает у народа впечатление, что чиновник назначает на должности на основании не профпригодности, а родства. Какова вероятность того, что лучший кандидат на должность одновременно окажется и родственником начальника? Кроме того, присутствие родственника на работе искажает порядок подчиненности, поскольку сотрудники могут подозревать, что благодаря близости к начальству у него на самом деле больше власти, чем следует из его официального титула. Как замечает Кларк, сказать «нет» президентскому зятю или забраковать его идею может быть трудновато.

Как гласит закон 1967 года, чиновнику нельзя «назначать, нанимать, продвигать или рекомендовать назначение, наем или продвижение лица, являющегося родственником означенного чиновника, в ведомстве, в котором он сам служит или над которым у него есть контроль или юрисдикция».

Понятие «чиновник», согласно закону, включает и президента страны, а категория «родственники» может включать и зятя.

На первый взгляд, в свете вышесказанного Кушнеру не положено быть советником Белого дома. Но, может быть, и суждено, ибо на помощь ему приходит давний судебный прецедент, связанный с именем Хиллари Клинтон. В 1990-х годах ее муж, президент Билл Клинтон, назначил Хиллари главой рабочей группы по национальной реформе здравоохранения. Группа разрабатывала проект реформы, получившей название «Хилларикер» (Hillarycare) и в конечном итоге не состоявшейся.

Одна НПО подала в Федеральный суд округа Колумбия иск, который не имел отношения к семейственности, а требовал, чтобы рабочая группа первой леди обнародовала протоколы своих заседаний. Местный апелляционный суд вынес решение по иску в 1993 году. В нем попутно отмечалось, что запрет на семейственность, скорее всего, не охватывает аппарат Белого дома.

478868852Назначенный Рейганом федеральный судья Лоуренс Силберман обронил в этом документе следующую фразу: «Так что, например, президенту запрещено назначить своего брата министром юстиции, но возможно неспециальным помощником Белого дома». Силберман заметил: «Мы сомневаемся, что Конгресс намеревался распространить закон о борьбе с семейственностью на Белый дом… Так, даже если он не позволяет президенту положить своей жене жалованье из федеральной казны, он не запрещает его жене содействовать президенту в исполнении его обязанностей».

Сторонники Трампа говорят, что в свете этих заявлений Кушнер вполне может быть назначен советником президента, тем более что по совету своего адвоката он будет работать безвозмездно. Они также подчеркивают, что закон 1967 года оставляет открытым вопрос о том, включает ли понятие «ведомство» аппарат Белого дома.

Все это не убеждает юристов, считающих, что родственникам президента не место в его аппарате.

«Я думаю, американская общественность видит непорядок в том, чтобы окружить себя династией, когда ваше семейство у вас под боком и официально дает вам советы, — сказал телекомпании NPR юрисконсульт либеральной НПО Campaign Legal Center Ларри Ноубл. — Мы не хотим, чтобы Белый дом смахивал на семейный бизнес».

С другой стороны, назначение Кушнера поддержал левый нью-йоркский мэр Билл де Блазио, который поносит Трампа на каждом шагу, но не видит смысла собачиться с его зятем.

«На протяжении последних недель я, конечно, с ним разговаривал, — сказал де Блазио о Кушнере. — Это человек, связь с которым я поддерживаю ради ньюйоркцев. Он действительно печется о Нью-Йорке и способен нам помочь. Так что я, безусловно, рад, что он будет выступать в этой роли».

Мэр заметил, что Кушнер кажется ему гораздо разумнее и умереннее, чем многие другие советники нового президента США.

Деловые круги Нью-Йорка тоже поддерживают назначение Кушнера в надежде, что получат через него прямой выход на Белый дом.

Джейми Горелик, работавшая замминистра юстиции в администрации Билла Клинтона, а сейчас обслуживающая юридические потребности Кушнера, подтверждает, что на него как на сотрудника президентского аппарата не распространяются запреты на семейственность. Она цитирует в доказательство закон 1978 года, позволяющий президенту нанимать себе сотрудников, невзирая на федеральный запрет на кумовство.

Консерваторы видят в Горелик исчадие зла, потому что в 1995 году она ввела пресловутый брандмауэр между ЦРУ и ФБР, запрещавший разведке делиться информацией с внутренним сыском. Считают, что эта стенка помешала вовремя разоблачить сентябрьских угонщиков. Забавно, что Горелик включили в комиссию, расследовавшую обстоятельства терактов 11 сентября.

Дальше — больше. С 1997 по 2003 год Джейми Горелик была вице-президентом гигантской госкорпорации «Фанни Мэй», сыгравшей роковую роль в ипотечном кризисе, который до основания потряс американскую и мировую экономику. Старушка «Фанни» была щедра: с 1998 по 2002 год эта душеспасительная деятельность принесла Горелик почти 26,5 миллиона долларов дохода. А в 2006 году она была нанята университетом Дюка, чтобы отбиваться от исков, возбужденных против него белыми членами его команды по лакроссу, которых черная стриптизерша облыжно обвинила в половом насилии. Дюк не смог отбиться от исков.

Кушнеру будет поручено заниматься конфликтом на Ближнем Востоке.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,83 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Трамп и кумовство

Обсуждение закрыто.