Портрет на фоне интерьера эпохи. Особый дар и особая любовь Натальи Павлусенко

1
Наталья Павлусенко

Наталья Павлусенко

Говорят, все мы родом из детства. А в детстве Наташи была учеба в Республиканской художественной школе, где она получила прекрасную академическую подготовку и где, как она вспоминает сегодня, у нее были очень хорошие преподаватели. Ну и, конечно же, ее родители — известные украинские художники.

Недаром, когда судьба забросила Наташу в Косов и когда там случайно одну из ее работ, которую она решила продать, увидели преподаватели и администрация Косовского художественного училища, ее тут же пригласили преподавать в училище рисунок и живопись. А девушке едва исполнилось двадцать.

0_1c80fd_48bfc3b1_xlУ Наташи Павлусенко особый дар и особая любовь к живописи. И берет она начало тоже в детстве и в увлечении творчеством отца, известного украинского художника. Какие великолепные натюрморты писал ее отец — глаз не оторвешь! Сначала Наташа помогала ему, а потом, после его смерти, и сама продолжила работать в этом жанре. И, надо сказать, не только приблизилась к мастерству отца, но, пожалуй, и превзошла его. Наташа очень любит цветы. Разнообразнейших натюрмортов с цветами у нее великое множество. Но и натюрморты с самоварами она не оставляет.

1436162775702Предметный мир на ее полотнах оживает. Здесь нет ни одной случайной детали. Подчас, используя одни и те же предметы и даже повторяя их расположение, одним только изменением ракурса художница добивается совершенно иного, неожиданного восприятия целого.

По любовной выписанности, по колористическому мастерству натюрморты Натальи Павлусенко невольно сравниваешь с натюрмортами малых голландцев, когда любуешься матовым блеском серебра в изумительно написанных кофейниках и самоварах, буквально осязая бархатистость драпировок и шершавость кожицы апельсинов.

1436163160416В творчестве каждого современного художника мы сталкиваемся с реминисценциями прошлого. Имея такое великое наследие, просто грех им не воспользоваться. Но главное — в современном взгляде художника на его творческое переосмысление, которое и делает неповторимым произведение мастера.

Еврейская тема

Варшавское гетто

Варшавское гетто

Все началось с копий. Копий, которые стал заказывать отцу Натальи, известному украинскому художнику-шестидесятнику Николаю Павлусенко американский галерист, выходец с Украины Александр Герзон.

Многие считают, что копиист — это профессия второстепенная, не творческая. Так, ремесло. И не стоит настоящему мастеру этим заниматься. Но тогда, в лихие 90-е, надо было как-то выживать. Художники хватались за любую работу. Наташа стала выполнять заказы Александра Герзона, копии выдающихся еврейских художников, в то время когда её отец писал свои авторские работы на еврейскую тему, а потом, в 1999 году, после его внезапной смерти, продолжила сотрудничество с Нью-Йоркской галереей.

Еврейские дети

Еврейские дети

Это были копии блестящих художников Иегуды Пэна, Исидора Кауфмана и других. Кстати, витебский художник Иегуда Пэн был учителем Марка Шагала, дружил с Ильей Репиным. Неоднократно копируя его жанровые картины, в частности «Часовщик» (1914), «Портной» (1925), «Толкователь Талмуда» (1925) и ряд других, Наталья Павлусенко не только со скрупулёзной точностью, как и подобает добросовестному копиисту, повторяла работы большого мастера, но и, что особенно важно, воссоздавала его творческую манеру, старалась вникнуть во внутреннюю сущность изображаемого, передать те чувства и эмоции, которые хотел донести до зрителя сам мастер, психологический настрой картины.
Хочется подчеркнуть, что для такой работы нужно не только незаурядное профессиональное мастерство, но и особый дар. Именно это творческое сопереживание и стало главным стержнем в таких работах Натальи. В них она выступает как бы соавтором произведений, не отступая тем не менее ни на йоту от оригинала. И представляется вполне закономерным, что талантливая художница, вникая и погружаясь в открытую для неё тему, не осталась сторонним наблюдателем, но захотела внести в неё свою лепту. Так, возникла еврейская тема и в творчестве самой Наташи. Она была ею выстрадана и по-своему творчески интерпретирована.

Портной. Копия картины Иегуды Пэна

Портной. Копия картины Иегуды Пэна

В 1998–1999 годах появляется её жанровая работа «Еврейский базар», а затем ряд портретов: «Молящийся еврей (Любавичский Ребе)», «Еврей-сапожник» и другие, где не только прослеживаются истоки, хотя в них, несомненно, ощущается отголосок тех мастеров, которых так досконально изучила Наталья Павлусенко, но вместе с тем и никакого подражания в них нет. Это абсолютно самостоятельные работы современного художника с современным взглядом на мир.
Одной из лучших работ на еврейскую тему можно назвать «Варшавское гетто». В ней художница прикоснулась к одной из самых трагических страниц истории ХХ века — Холокосту. Эту тему Наташа решает совсем не пафосно, а опять-таки, обращаясь к жанру. В центре композиции фигурка сидящей девочки. Она опирается на воз с дровами, который стоит на булыжной мостовой. А слева за девочкой расположен поднос, бережно покрытый белой салфеткой. На нем лежит горка лучин для растопки. На улице холодно. Зима. Девочка в старом зимнем пальто.

Толкователь Талмуда. Копия картины Иегуды Пэна

Толкователь Талмуда.
Копия картины Иегуды Пэна

На переднем плане старинные весы из какой-то дедовской лавчонки, чтобы на них взвешивать этот последний «скарб», чтобы продлить и сохранить от лютого холода и голода жизнь. Но покупателей нет… Лишь на заднем плане несколько застывших, зловеще срезанных, безголовых фигур.
Автор использует композиционный приём выкадровки, как бы моментального снимка, где все застыло, как в страшном сне, в какой-то жуткой ирреальности. Девочка отрешенно смотрит на нас. И эти простота и безысходность, где только одна деталь — повязка со звездой Давида на рукаве девочки — вводит зрителя в исторический контекст, создают то ощущение трагизма, ошеломляющего нас именно своей обыденностью.
Еврейская тема органично вошла и будет иметь свое продолжение в творчестве яркой украинской художницы Натальи Павлусенко. Она стала значительной частью её творческой жизни. Авторский повтор картины «Варшавское гетто» был выполнен специально для выставки украинских художников, посвященной памяти Холокоста, в Культурном центре при посольстве Израиля в Киеве.

Часовщик. Копия картины Иегуды Пэна

Часовщик. Копия картины Иегуды Пэна

Вопрос. Копия картины Исидора Кауфмана

Вопрос. Копия картины Исидора Кауфмана

Алла РЕВЕНКО, искусствовед

Об авторе

Редакция сайта
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

1 комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0