Задача и сверхзадача первых дебатов

Долгожданные всей страной и половиной мира дебаты Дональда Трампа и Хиллари Клинтон в университете Hofstra, на Лонг-Айленде, я просмотрел и прослушал от их первой до девяносто четвертой минуты с постепенно угасающим интересом. То, что предвкушалось и представлялось битвой титанов, оказалось представлением по системе Станиславского с задачей и сверхзадачей.

Задача состояла в популярном изложении предвыборной платформы кандидатов в президенты, а сверхзадача — в стремлении Хиллари Клинтон вывести оппонента из себя, а Дональда Трампа — не поддаться на провокацию. Оба актера с этим справились, хотя Трамп то и дело пил воду, опускал глаза и шмыгал носом. Мимо наблюдателей это не прошло, и сторонники Трампа объяснили это насморком, а бывший генсек Демократической партии Ховард Дин, в прошлом тоже кандидат в президенты и шестикратный губернатор Вермонта, предположил, что это от привычки Трампа нюхать кокаин. Сообщив об этом в своем твиттере, Дин в интервью каналу MSNBC признал, что в 70 трамповских лет это, конечно, вряд ли, но «интересно спросить, была ли у него такая проблема». В команде Трампа это не комментировали, а сам кандидат в интервью своему верному каналу Fox News сообщил, что носом не шмыгал и насморка у него нет.

Вот какие важные вещи выяснили долгожданные дебаты, поскольку шмыгать носом президенту США, а тем более главнокомандующему нашими вооруженными силами ни в коем случае нельзя, хотя падать в обморок — можно.

Дональд Трамп в темно-синем костюме и светло-синем галстуке вел себя безукоризненно невозмутимо и даже реплики «Неправда» или «Нет» не пояснял, а ронял с достоинством монарха, которого ведут на эшафот. Хиллари Клинтон в ярко-красном брючном костюме (не помню, когда я последний раз видел ее в платье) вела себя так же безукоризненно и с заведенностью робота одаривала зал то метким словцом, то белозубой улыбкой.

«Хиллари Клинтон выдавала ее улыбка, написал наутро после дебатов обозреватель Майкл Гудвин. — Это было слишком долго, слишком часто и, очевидно, задумано заранее. Это было немое заявление, что она, зрелый, взрослый человек, проявляет стоицизм святой против непослушного дитяти».

Трампа Клинтон называла исключительно по имени, а он ее в основном по фамилии и по прежней должности в Госдепартаменте.

Одним из лучших заявлений госпожи Клинтон было признано: «Дональд только что раскритиковал меня за подготовку к этим дебатам. Да, это так. Но знаете, к чему еще я готовилась? Я готовилась стать президентом».

Ответным шедевром всего сказанного Трампом считают: «Темперамента у меня намного больше, чем у нее. У меня победный темперамент. Я знаю, как побеждать».

Когда, обсуждая расовую проблему, Хиллари Клинтон повторила, что у ее оппонента «длинный список расистского поведения», а Дональд Трамп заметил, что, когда его оппонент «пытается быть святее других, это не работает», причем произнес этот афоризм (to act hollier than thou) по-староанглийски, мол, вот вам и неотесанный мужлан.

Как было заранее объявлено, в зале спортивно-выставочного комплекса Hofstra собрались 300 студентов и по 400 сторонников каждого кандидата, но то ли студенты были леваками, то ли сплоховала акустика, аплодисменты в адрес Хиллари я слышал пару раз, а в адрес Трампа только раз. В глаза бросалось и то, что по ходу полуторачасовых дебатов республиканец Трамп не привычно нападал, а непривычно отбивался от нападений демократа Клинтон и явно подыгрывавшего ей модератора Лестера Холта.

Следуя установленному Комитетом по проведению президентских дебатов формату, Холт предложил их участникам 6 тем по 15 минут, но Трампа он прерывал, поправлял и одергивал. На его вопрос в конце дебатов, почему Трамп не считает Клинтон «выглядящей по-президентски», кандидат республиканцев ответил, что он так не говорил, а считает, что ей не хватает выносливости. Клинтон ответила, что Трамп может осуждать ее выносливость, «когда посетит 112 стран и проведет переговоры о мире и прекращении огня», на что Трамп кротко возразил, что от всех этих переговоров бывшего госсекретаря и от ее опыта много шума, но мало толку. Тогда Хиллари Клинтон заметила, что Трамп не ответил на вопрос Холта, и дебаты обрели человеческое лицо их участников.

«Он пытается отойти от облика выносливости, — сказала Хиллари Клинтон, — но это мужчина, который называл женщин “свиньями”, “неряхами” и “собаками”». Трамп не стал объясняться по этому поводу, что делал уже не раз, а загадочно намекнул, что тоже «собирался сказать кое-что очень резкое о Хиллари и ее семье, но сказал себе: “Не могу, просто не могу сделать этого”». Очевидно, Трамп имел в виду хождения Билла Клинтона по юбкам, но в первом ряду не сидела Дженнифер Флауэрс, и дебаты завершились обещанием следующего словесного мордобоя 9 октября в Washington University в Сент-Луисе, штат Огайо. Вести их будут Марта Раддац (ABC) и Андерсон Купер (CNN), что, как и при Лестере Холте, не сулит Дональду Трампу ничего хорошего.

Сразу после дебатов 26 сентября левая CNN и авторитетная консалтинговая компания ORC опросили по телефонам 521 телезрителя и присудили победу Хиллари Клинтон с разгромным счетом 62 : 27. Правый Fox New, опросив больше 13 тысяч зрителей дебатов, присудил победу Трампу с чуть менее разгромным счетом 50 : 34. Компания Public Policy Polling опросила 1002 зрителя и установила, что Клинтон опережает Трампа со счетом 51 : 40. Дальше — больше, и канал CNBC, опросив больше миллиона респондентов, установил, что Трамп победил со счетом 67 : 33, а журнал Time, у которого респондентов было примерно 1,6 млн, сообщил, что на пути в Белый дом республиканец Дональд Трамп обошел демократа Хиллари Клинтон со счетом 55 : 45.

«Трамп зря тратил время на бессмысленную защиту от практически бесполезных тем вроде места рождения Обамы, своих налогов и так далее, — написала 27 сентября New York Post в редакционной статье. — Но зато он не выглядел маньяком, как того хотелось (Хиллари Клинтон)».

По милости модератора Холта в дебатах не обсуждались такие болезненные для Клинтон темы, как «сервергейт» (за который она выразила краткое сожаление), семейный фонд Клинтонов и, конечно, Бенгази, но, как отметила редакция Post, «Трампу удалось показать, что она много обещает, но конкретно не предлагает ничего нового… Трамп остается кандидатом перемен, а Клинтон — трибуной статус-кво».

Консервативный республиканец Джон Подгорец, редактор журнала Commentary и колумнист газеты New York Post, который терпеть не может Трампа за неученость и своеволие, написал, что в дебатах «Хиллари Клинтон была скучной, но исключительно хорошо подготовленной, а Дональд Трамп возбуждающим, но до смущения недисциплинированным». В результате, считает Подгорец, «Хиллари Клинтон методично и тщательно одержала верх», а Трамп «включил часовой механизм бомбы для себя на следующие шесть недель».

Умеренный республиканец Майкл Гудвин, тоже колумнист Post, считает, что в дебатах Трамп победил своей выдержанностью, поскольку «все, что от него требовалось, — это показать избирателям, что он не лунатик, не идиот и может контролировать свой темперамент в течение 90 минут».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора