Сколько веревочке ни виться… От правосудия не укрыться

Почти два года прошло после трагедии рейса МН17 авиакомпании Malaysia Airlines, вылетевшего с 298 пассажирами и членами экипажа из Амстердама в Куала-Лумпур и сбитого над территорией Украины, контролируемой пророссийскими мятежниками, а точка в поиске тех, кто совершил это преступление, все еще не поставлена, хотя в общих чертах все давно уже ясно.

17 июля 2014 года, еще до того, как трагическая весть облетела мир, в соцсети «Сводки от Стрелкова» Игорь Стрелков (Гиркин), «министр обороны» самопровозглашенной «Донецкой Народной Республики», сообщил своему окружению: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой “Прогресс”. Предупреждали же — не летать в нашем небе».
Уже назавтра, когда выяснилось, что это был не украинский Ан-26, а малайзийский «Боинг-777», Стрелков, отвечая на вопросы, стал мутить воду совсем дикой версией: «По данным людей, которые собирали трупы… люди умерли несколько суток тому назад… Версия с самолетом, полным мертвецов, захватывающая, но как-то смысла не видно… Буквально сейчас беседовал с двумя людьми, лично собиравшими трупы сразу после падения (оба из Шахтерска и прибыли на место менее чем через полчаса после катастрофы). С их слов и пишу».
Заметим еще, что тогда же впервые прозвучала (тоже, наверно, от прибывших людей) версия о том, что «Боинг» был сбит украинским истребителем — то ли пушкой, то ли ракетой. «Информация такая есть, — сказал Стрелков, — но я пока… данную версию не озвучивал».
Спустя четыре дня эту абсурдную версию (абсурдна она потому, что максимальная высота боевого применения имеющихся в Украине истребителей не превышает половины высоты, на которой летел «Боинг») озвучило Минобороны РФ: «Российскими средствами контроля зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малайзийского “Боинга”», — что свидетельствует лишь о растерянности российских генералов, понявших последствия сбития комплексом «Бук» лайнера и старавшихся увильнуть от ответственности.

Среди пассажиров рейса МН17 было 80 детей (с сайта Би-би-си)
Среди пассажиров рейса МН17 было 80 детей (с сайта Би-би-си)

То, что теперь уже точно установлено международной группой исследователей (определен даже номер огневой установки «Бук», принадлежавшей 53-й зенитно-ракетной бригаде, дислоцированной под Курском), неопровержимо, хотя российской стороной по-прежнему отрицается и, очевидно, будет ею отрицаться до последней возможности, как ею бесчестно отрицается и вообще причастность России ко всему, что происходит на юго-востоке Украины («Москва неоднократно подчеркивала, что российские военные не принимают участия в конфликте на востоке Украины, и на территории этой страны не присутствуют», — таков типичный ответ Кремля).
Суть, я думаю, в том, что нынешние мировые лидеры — президенты, премьеры и прочие деятели стран Запада — за редким исключением благодушно мирятся как с российской агрессией, боясь ей противиться и почему-то надеясь, что она сама собой остановится, так и с российским враньем, не особенно заботясь о том, что и на их моральном облике это вранье повисает.
Но кроме высокопоставленных лидеров в мире есть простые люди, в сердца которых, как в сердце легендарного Тиля Уленшпигеля, «стучит пепел Клааса». Они требуют справедливости. Кампанию гражданских лиц, близких родственников жертв крушения малайзийского «Боинга», начала австралийская юридическая фирма от имени 33 граждан Австралии, Малайзии и Новой Зеландии. Иск направлен в Европейский суд по правам человека. Предмет иска — требование компенсации в размере 10 миллионов долларов за каждого убиенного. Ответчиками названы Россия и лично ее президент.
«Путин контролирует государство и несет ответственность за его действия. Ничего в России не происходит без его одобрения», — заявил американский адвокат Джерри Скиннер, взявшийся вести это дело. Адвокат Скиннер известен тем, что от имени родственников погибших в 1988 году на лайнере Pan Am над Локерби, в Шотландии, подал иск к властям Ливии, ответственным за тот теракт, и выиграл дело, заставив Муаммара Каддафи выплатить по $10 млн за каждую из 270 жертв. Удастся ли ему повторить тот успех правосудия — вопрос, но, как говорится, лиха беда начало.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков и другие лица путинской обслуги пренебрежительно отреагировали на сообщения об иске. «В Кремле считают, что ни о каком иске к России родственников погибших при крушении малайзийского «Боинга» в Донбассе де-юре речь пока не идет, — заявил Песков. — Иск становится иском в тот момент, когда он принимается к рассмотрению судом».
Сообщений о принятии судом иска к рассмотрению пока действительно нет, и не исключено, что демонстрируемое Кремлем спокойствие по этому поводу имеет какие-то основания, то есть кто-то уже работает над тем, чтобы иск был отвергнут. На общем фоне происходящего «в этом мире бушующем» все что угодно можно предположить, так что кроме пословицы, согласно которой «сколько веревочке ни виться, все равно конец ей будет», вспомним еще и поговорку «концы в воду».
У Льва Николаевича Толстого был, помнится, рассказ «Б-г правду видит, да не скоро скажет». Но как только скажет, то есть как только приговор суда о преступлении над Донбассом будет оглашен, я думаю, посыплются в судебные инстанции иски с эффектом домино: от родственников детей, погубленных в Беслане, от не дождавшихся своих со спектакля «Норд-Ост» на Дубровке, в Москве, от близких тех, кто пал в серии взрывов жилых домов, закончившейся недорасследованным инцидентом в Рязани, который ФСБ объявил «учениями». Несомненно, будущие российские истцы внимательно и заинтересованно следят за делом МН17.
Столь же несомненно, что за этим делом следит и другая сторона — как отдававшие преступные приказы, так и исполнявшие их. В этой связи меня привлекло интервью политолога Андрея Пионтковского, одного из аналитически мыслящих критиков Кремля, независимому общественно-политическому каналу «Сотник-ТВ» (https://www.youtube.com/watch?v=QstyKG0hIpo). Александр Сотник, основатель и ведущий этого телеканала, обозначил данное интервью так: «Силовики бросили вызов Путину».
По возможности кратко процитирую: «Параллельно с фашизацией режима мы видим нарастающую борьбу кланов, которая, по существу, ведет к серии государственных мини-переворотов… Спусковым крючком явилось убийство Немцова… Цепочка ответственных… выстроилась достаточно быстро: это Кадыров — Золотов — Путин…
Когда силовики стали требовать допроса Кадырова, Путину удалось приглушить расследование… ФСБ развернуло масштабнейшую атаку на Золотова… охранника Путина еще со времен бандитского Петербурга… Статья в “Новой газете” была прямым предложением силовиков Путину сдать Золотова и Кадырова, и тогда с него будет снята ответственность за убийство Немцова… Путин на это ответил резким возвышением Золотова, создав для него и под себя Национальную гвардию, также продлением полномочий Кадырова… Безумие власти объясняется ее распадом… На 18 сентября назначены прямые выборы президента Чечни… По моему глубокому убеждению, силовики полны решимости не допустить легитимизации своего оппонента… Серьезный вызов первому лицу… Вся страна превратилась в поле борьбы организованных преступных группировок, являющихся подразделениями власти… Армия бортниковских, армия золотовских, есть еще армия шойгувских… Борьба кланов возникает тогда, когда диктатор терпит внешнеполитическое поражение… Это неизбежный сценарий конца таких режимов…»
Хотя процитированные мысли вполне убедительны, не думаю, что конец режима, властвующего в России, близок. Потому что внешнеполитическое поражение России, которое видится на Украине политологу Пионтковскому, еще не увидело российское население, которое, наоборот, гордится успехами своего нацлидера, неизменно «бьющего» Запад на международной арене. Его-то, население, и надо было бы просветить. Иск семей жертв рейса МН17 может в этом помочь. Он поможет и в разрешении того внутреннего конфликта кланов, о котором говорил Пионтковский. Ни одной из тамошних группировок силовиков и ни одному из лиц, составляющих эти группировки, нет резона оставаться под угрозой обвинения в тяжких преступлениях.
Между тем премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак встретился с Владимиром Путиным в рамках Сочинского саммита «Россия — АСЕАН», состоявшегося 19–20 мая. Попутно замечу, что в соревновании по перетягиванию на свою сторону АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, включающей Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Камбоджу, Лаос и Вьетнам) Путин, похоже, побеждает Обаму — видно, не случайно Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ, станцевала на этом саммите «Калинку».
После встречи с президентом России премьер-министр Малайзии рассказал: «Начались положительные сдвиги в деле поиска справедливости для жертв рейса МН17 и их семей. Мы достигли соглашения о том, что последующие действия будут определены после того, как совместная следственная группа в октябре представит результаты расследования».
Поиск справедливости для жертв злополучного рейса и их семей повис над Путиным поистине дамокловым мечом. Не исключено, что вскоре последуют и другие положительные сдвиги.

Надежда Савченко наконец-то в Киеве
Надежда Савченко наконец-то в Киеве

P. S. Когда статья была готова к отправке в редакцию, радостной вестью явилось долгожданное освобождение из российского застенка Надежды Савченко, великомученицы, безвинно проведшей в неволе 709 дней.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора