О благодарности

Некоторое время назад я опубликовал эссе «Российские евреи в Америке». Оно заинтересовало рабби Иосэфа (он настаивает на таком написании своего имени) Менделевича, и он прислал мне следующее ниже письмо. Но сначала, если кто забыл, — о рабби Иосэфе.

Иосэф Менделевич
Иосэф Менделевич

Наше время бедно на подвиги. Это хорошо заметно по продукции Голливуда. Недавно я посмотрел фильм Спилберга «Мост шпионов» об американском адвокате, спасшем от электрического стула симпатичного советского шпиона Абеля, а потом с выгодой обменявшего того на сбитого над территорией СССР американского лётчика Пауэрса. Чтобы придать истории драматизм, Спилберг придумал выстрел недоброжелателя в окно адвоката. В реальности был лишь недовольный телефонный звонок. И то, может, кто-то ошибся номером. В общем, скучно и негероично.
Сняли фильм о злоключениях единственного американского пилота, сбитого над Сербией во время трёхмесячной кампании жестоких бомбёжек беззащитной страны Клинтоном весной 1999 года. Сербы вернули пилота в США. Стыдиться нужно было, а не прославлять.
На HBO сделали с симпатией фильм об угонщиках 9/11. Мне запомнилась сцена совещания террористов накануне угона.
«Но ведь люди в самолётах могут пострадать?» — заметил один.
«Мы специально угоняем во вторник, когда пассажиров меньше, чем обычно», — успокоил его главарь.
Однако нет фильма — ни американского, ни израильского, ни российского — о реальном подвиге 14 евреев и примкнувших к ним двух славян, явивших 15 июня 1970 года готовность рисковать жизнью, чтобы вырваться из «империи зла». Их поступок — продемонстрированное намерение угнать самолёт — стал одним из определяющих для истории ХХ века. Он проломил «железный занавес», казалось, навечно отделивший три миллиона советских евреев от свободного мира, и стал началом конца советской империи. И такое событие не нашло желающих его изобразить!
Приговоры советского суда несостоявшимся угонщикам были зверскими: две смертные казни — Эдуарду Кузнецову и Марку Дымшицу — и многолетние заключения для остальных. Казни — несостоявшиеся — стали крупнейшей ошибкой Политбюро. После оглашения приговоров евреям диктатор Испании Франсиско Франко неожиданно объявил о замене смертной казни тюрьмой для двоих баскских террористов, реально убивавших людей. Советским диктаторам пришлось сделать то же. Кровь евреев, едва не пролитая, произвела тяжёлое впечатление на мир, и под его давлением ручеёк еврейской эмиграции из СССР заструился.
Профессор-кибернетик и философ Лазарь Трахтенберг, в молодости оттрубивший три года заключения по одному из двух процессов сионистов, параллельных «самолётному делу», раскрыл мне механику того «чуда» помилования. Посланец Голды Меир — его имя Ицхак Рагер — уговорил тогда Франко помиловать басков и спасти тем евреев.
Рав Иосэф был одним из вдохновителей и участником попытки угона самолёта и единственным «соблюдающим» среди них. Самое невероятное из всей истории самолётного дела — соблюдение равом Иосэфом кашрута и шаббата в течение 11 лет его заключения в ГУЛАГе. Недавно он описал в интервью «Аруц шева» организацию им пасхального седера в тюремной камере. Это можно прочесть, но трудно себе представить — нужно безмерное воображение.
Сейчас рав Иосэф преподаёт в израильской иешиве «Махон Меир». Итак, его письмо:

Уважаемый Борис!
Имея в виду Ваше обращение к российским евреям в США, я хотел бы продолжить этот разговор на тему долга российских евреев по отношению к Израилю.
Я думаю, а возможно есть и статистика, что наши соплеменники за океаном являются патриотами Израиля. Но есть и такие, которые забыли о своей связи с процессом освобождения евреев из СССР. Ведь если бы мы не боролись за свободу выезда в Израиль, то и те, которые поехали в США, остались бы в «совке».
Не думаю, что наша группа стала бы рисковать жизнью и свободой ради эмиграции в США. Я понимаю людей, которые приехали в США. Есть свобода выбора, и я ее уважаю, но все должны знать, что эту свободу они получили благодаря сионистам. И это обязывает.
Вот я недавно прочел о Сергее Брине. Он был на экскурсии в России в девяностых годах и сказал своему отцу: «Спасибо, что увез нас отсюда». Но никуда бы отец Сергея свою семью не увёз, если бы Дымшиц, Кузнецов и другие не легли бы животом за еврейское отечество в 1970-м.
Я понимаю, что миллиардер Брин не думает об Израиле и дарует на развитие американской науки чуть не миллиард в год.
Наверное, Вы знакомы с другими выпускниками престижных вузов в Москве, а те, в свою очередь, с отцом Сергея. Не можете ли Вы провести исследование такого рода и добраться до Сергея? Я хотел бы ему объяснить, кому в действительности он обязан своим благоденствием.
Еврейский гений должен служить Еврейскому государству.

Иосэф

Рав в своём письме поднимает трудную тему благодарности и обязательств, с ней связанных. Я, например, безмерно признателен герою его письма Сергею Брину. Со времени создания алфавита, чисел и книгопечатания мало что так повлияло на интеллектуальную жизнь человека, как созданный им Google. Сладостное чувство — на расстоянии нажатия на кнопку ты владеешь всем знанием мира.
Знаменитый российский адвокат Плевако объяснил подзащитному, спасённому им от тюрьмы и изливавшемуся в признательности: «Не знаю, как Вас и благодарить…» — «С тех пор, как изобрели деньги, с этим проблемы нет». Брин и его соавтор Ларри Пейдж достойно вознаграждены за своё изобретение. Оба они — во второй десятке богатейших людей планеты. Но такая благодарность — величайшая ответственность. Удовлетворив свои нужды, богач должен решать: что дальше делать со своими миллиардами? От его решений зависит экономическое благополучие мира.
Заботу о капитале можно, конечно, передоверить государству. Как в СССР: на эти деньги осушить зачем-то Аральское море, субсидировать мировую революцию. Или в сегодняшних Штатах — кто-нибудь слышал, чтобы Обама извинился, что угробил наши полмиллиарда на компанию «Солиндра», принявшую от него грант и вскоре разорившуюся? Обама ещё обещал на наши деньги понизить уровень океана, сделать погоду попрохладнее. В общем, 10 триллионов, на которые вырос национальный долг США за годы его правления, как-то растворились. А сейчас ещё подруливает социалист Сандерс, охочий до денежек американцев… Нет, я решительно за капитализм. Пусть лучше богачи сами обустраивают свои капиталы.
Кроме бизнеса, в котором они понимают лучше других, богатые люди тратятся на благотворительность. По всей Америке многие больницы имеют имена еврейских меценатов. Успешные евреи всегда были щедрыми жертвователями.
Мы возвращаемся к вопросу рава Иосэфа: есть ли у нас, российских евреев, уехавших в Америку, обязательства перед Израилем; должны ли мы жертвовать деньги на него? Возможность покинуть СССР благодаря борьбе сионистов, помянутая равом, здесь лишь одно, и то одномоментное соображение. Уехали и забыли.
До 1967 года существование Израиля, мне казалось, не играло большой роли в мировосприятии советских евреев моего и близких поколений. Мы старались быть незаметными, вздрагивали, слыша еврейское имя по радио или встречая его в фельетоне. Были, в принципе, готовы в любой момент к началу гонений или погромов. Воспринимали естественными проблемы с поступлением в вузы и на работу. И вдруг чудо Шестидневной войны нам открыло, что поддержка евреев Свыше существует. Это почувствовали все, даже атеисты из атеистов. Возникшее тогда в моём поколении евреев самоуважение, чувство собственного достоинства — это пришло от Израиля.
Помянутый атеизм, отказ от трёх с третью тысячелетий духовных достижений предков, был понятен в беспросветные времена невзгод, когда присутствие Высшей Силы в судьбе евреев не казалось очевидным. Но невероятная история Израиля, его возникновения, успехов, побед, предсказанная тысячелетия назад Танахом, многое открыла евреям, восстановила для нас прерванную цепь. Конечно, для этого восстановления требовалась известная духовная динамичность, присущая не всем.

Сергей Брин
Сергей Брин

И наконец, мы должны быть благодарны Израилю за то, что он является убежищем для евреев на случай гонений. Отсутствие такого во времена Холокоста стало причиной моря пролитой еврейской крови.
Сегодня вопрос убежища уже актуален для европейских евреев. В Америке тоже зреют банды «захватчиков Уолл-стрит», «Чёрные жизни важны». Школы и университеты воспитывают антисемитски настроенных новых хунвейбинов. Власти завозят в США ненавидящих евреев мусульман. Сайт «Брейтбарт» сообщает, что только на следующий год запланировано ввезти сюда 300 000 «беженцев» из исламских стран. И не должно обманывать, что во главе этого безумия мы видим немало евреев. Троцкий, Зиновьев, Каменев во главе русской революции не защитили их самих в 1937 году и не спасли бы оставшихся евреев в 1953-м, не приди нам вдруг помощь с Небес.
Есть корыстный способ помогать Израилю — вкладывать деньги в его экономику. Сейчас в такие инвестиции ринулись китайцы, европейцы, все, почувствовавшие шанс заработать. Сегодня израильские стартапы, меняющие технологический облик планеты, — это восьмое чудо света. Однако по-прежнему существует и традиционная еврейская благотворительность — поддержка религиозного образования. Пока такое образование есть — есть евреи. Если его нет — евреев стремительно растворяет ассимиляция.
В моём городке, в котором евреи составляют примерно половину жителей, молодой раввин периодически собирает учеников городской школы евреев в Старбаксе, поит их кофе и знакомит со смыслом еврейства. Один мальчик спросил раввина: «Если Всевышний хочет, чтобы мы не ассимилировались, зачем он сделал гоек такими привлекательными?» Еврейские школы — единственная возможность сохранить молодых людей от шквала смешанных браков, проносящегося ныне по еврейской общине Америки.
Но важен и вопрос мировоззрения, создания альтернативы либеральной индоктринизации для наших детей. Даже не очень продвинутые в иудаизме богатеи всегда с почтением относились к еврейской учёности. Так, в старые времена они выдавали замуж своих дочерей за лучших студентов иешив. Понятно, потомство в таких браках обещало оказаться талантливым.
Конечно, среди жертвователей на еврейские нужды могут случиться сумасброды, ставящие раввинам нелепые требования. Я слышал историю, как богач согласился дать деньги на новую иешиву, при условии что ученики в ней не будут носить ермолки. Не любил он ермолки.
В целом ношение ермолок не является требованием иудаизма. Оно — из области традиции. Наиболее политически успешные ортодоксальные евреи Америки — бывшие сенатор Либерман, министр безопасности Чертов, министр юстиции Мукасей, нынешний министр финансов Лью ермолки на публике не носят. Правда, при изучении иудаизма покрывать голову положено…
Раввины удивительно легко приняли требование сумасброда. И когда тот прибыл на открытие построенной на его деньги иешивы, он обнаружил, что никто из учащихся ермолок не имеет. Это оказалась иешива для девочек.
Не знаю, состоится ли встреча наших национальных героев рабби Иосэфа Менделевича и Сергея Брина. Если состоится — было бы очень интересно послушать их беседу.

Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.

111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

14 комментариев к “О благодарности

  1. Борис! У меня вот такой вопрос: А почему вы сужаете рамки своих исследований исключительно российскими евреями? Ведь, за пределами России в СССР: в Украине, Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, Грузии и Средней Азии жили, наверно, не чуть ни меньше евреев?

  2. И я добавлю
    Бесконечно уважаю Иосифа Менделевича и других реальных борцов с режимом СССР. Однако он не прав! Движение правозащитников, самолётчиков, Щаранского и других смелых людей явилось дрожжами начала процесса массовой эмиграции. Но миллион русских евреев не уехал из-за деятельности правозащитников. Это неправда. Правозащитники не были лидерами еврейского народа СССР. Они ускорили процесс выезда и дали миру знать о безобразиях, творившихся в СССР. Но не более того. Не они взломали двери СССР. Весь еврейский народ России и общее падение режима сломались под натиском евреев. Это был подвиг еврейского народа. Не может Менделевич говорить, если бы не мы, вы бы не уехали.
    Кроме того заслуга открытия дверей принадлежит многим евреям мира. В Америке Меиру Кахане и сотням тысячам демонстрантов за свободу евреев. Много и других примеров. Многие политические лидеры разных стран требовали открыть двери.
    И правозащитники были разные. С некоторыми был знаком. Там были и провокаторы, и предатели и стукачи. Там были и такие, которые жили на посылках из Америки. Некоторые так и не уехали из СССР, например Йосиф Зисилис и сегодня именующий себя лидером евреев Украины.
    Точно также как и неправильны слова: Еврейский гений должен служить еврейскому государству, а Брин не служит. Он служит. Еврейский гений может служить еврейскому государству, живя в Америке, играя на скрипке в Германии, и т.д.
    Ну, а религиозную составляющую в выезде евреев в статье Гулько не хочется даже комментировать
    Как всегда ортодоксы пытаются присвоить себе еврейскую историю

  3. YEHUDA, я различаю евреев российских — с территории бывшей Российской империи, и русских, украинстих и т.д. Назвать нас советскими — язык не поворачивается, да и Союз давно исчез. Найти другой термин, объединяющих нас в одно понятие мне не удалось.
    Конечно, нужно пояснять, что польские евреи когда-то принадлежали к Российской империи, но всё же иные. Надеюсь, это и так понятно.

  4. Знаете, Борис, махрового стандартиста, написавшего, в частности, 2 ГОСТа «Термины и определения», не убеждает.
    «Союз давно исчез». А Российская империя, между прочим, в четыре раза давнее!
    Кстати, евреи Аляски, кто они, по вашей логике?
    И вы хотите игнорировать столь важные для рассмотрения 75 лет — период трех поколений, когда Софья Власьевна насильно манкуртировала все народы Красной империи, но нас, в особенности. Манкуртирование началось еще в империи старой, с Николая 1 и кантонистов. Но это был ручеек. Никаких запретов на вероисповедание, изучение Торы, истории, еврейских традиций, по существу не было. Ассимиляция шла естественным, добровольным путем. А вот Софья Власьевна запретила и идиш, и иврит, и Тору, и традиции. Меня, узбекистанца, горожанина, в школе заставляли учить непонятные стихи каких-то русских колхозных поэтов, лучшим их которых можно назвать Некрасова. Или Исаковского. И это, знаете, в достаточно толерантном к евреям, Ташкенте. Я и сейчас в Израиле, где нет никаких препятствий хоть как-то приблизиться к еврейству, вижу немало «фонько-гоим» еврейских кровей и с юдофобской ментальностью. А, ведь они родились не при Александре 2 или Николае 2! В лучшем случае, при Сталине! А то и — при Горбачеве! А вы говорите: «Нет для меня суэцких явреев». Несерьезно!

    Кстати, в Израиле разница между советским (русским), польским, румынским и даже аргентинским, евреем, стирается очень быстро. Со сфарадим, разумеется, не так.

  5. YEHUDA, Вы написали интересный пост, но, «махровый стандартист, написавший 2 ГОСТа «Термины и определения», лучшего общего названия для евреев, выходцев из СССР и образовавшихся из него стран, чем я, не предложили.

    1. Ишь, какой быстрый! Вынь, да положь! Да еще когда сайт, через пень-колоду, еле фурычит.
      У матерых стандартистов, как было в непризнанном вами СССР? За ГОСТ с полусотней терминов и их определений — года полтора на разработку, согласование и утверждение. И не менее 100 тыс рублей (1руб.= 1.5 USD).

      И, главное, пока согласуешь с дюжиной инстанций, столько вариантов будет вброшено: от ценных, до полностью идиотских, столько перевариваешь башкой, что и сам меняешься, и с откровенными противниками научаешься ладить… А тут — сразу: вынь, да положь!

      Ну, а если без юмора, то евреи, рожденные между 1900 и 1980 гг и не покинувшие страну рождения во всех ее исторических пертурбациях, бывшие ее гражданами, на мой взгляд, должны именоваться именно, советскими евреями.

      Ибо советская власть предприняла усилия в направлении унификации общества и составляющих его личностей несоизмеримо более мощные чем за все предыдущие века России, как империи. И многого достигла этими усилиями. Возможно, по той причине, что руководствовалась стандартными целями джихада, в данном случае, Красного, и, среди них — созданием нового человека.

      И поэтому между мной, ашкеназом-технарем и Юрой Мурадовым, бухарцем-гуманитарием, нет особой ментальной разницы, которая была у наших дедов, да и, пожалуй, родителей. А проживание на одной улице, факт чего мы установили уже в Израиле, в этом смысле, как раз, не сыграло никакой роли, потому, что мы, кроме не слишком афишируемого еврейства, ничем особо не отличались, по существу, ни от русских, ни от татар, ни от поляков или немцев, да и значительной доли городских узбеков, проживавших по соседству. И, главным образом, впиндюренностью в мозги русского языка и привязанной к нему православной культуре, которая даже ташкентским русским, были довольно чужда.

      Поэтому считаю, в первом приближении, наиболее правильным называть нас, евреев того периода, «советскими евреями». А, может — по родному языку и всему, что из этого следует, «евреями русскими». А уж, российскими евреями называть тех, кто с Россией связан, так сказать, «механически». Тем более, что Россия, как самостоятельное государство, на карте мира между 1922 и 1991 годами просто отсутствовала.

      1. Все евреи — это евреи. Никаким определением нельзя и неверно отделять одних евреев от других. Можно только по языку. Мы именно и только русскоязычные евреи, хотя были советскими евреями. Российскими евреями мы никогда не были.

  6. «Не знаю, состоится ли встреча наших национальных героев рабби Иосэфа Менделевича и Сергея Брина. Если состоится — было бы очень интересно послушать их беседу».

    Хочу сразу Вас разочаровать, Борис, беседа не состоится по совершенно логичным причинам. Могу заключить с Вами пари на книгу «Мир еврея. Часть 2» против 30 $. Да и сама идея не самая разумная. Стоит ли городить забор, когда одна сторона заведомо ничего не получит а другая — наверняка проиграет?

    Прежде всего Серёжа капиталист и актив во всех странах мира. Если он хоть на толику покажет себя «сионистом», его детище моментально столкнется с многочисленными попытками «антисионистского бойкота» со стороны хорошо известной нам братии, акции фирмы рухнут, его вытеснят из правления. По этой же причине не стоит громогласно «брать за вымя», как говорил Остап, других еврейских толстосумов, которые имеют дела с международной публикой (как например Марик Ц.) — они никогда не станут рисковать деньгами. Совесть стоит для них на шкале ценностей на 99 месте из 100.Если вы хотите действительно больно ударить капиталиста, бейте его не по голове, а по карману.

    Французский король Henri III de Valois как то сказал в ответ на многочисленные требования своей матери Catherine de Médicis: «Ты требуешь слишком много за девять месяцев квартирной платы».

  7. YEHUDA, понятие «советский» — идеологическое. Начальник над шахматами Батуринский как-то сказал мне: «Вы же советский человек!» Я ответил: «Я — гражданин СССР, но человек не советский». Идею, впрочем, почерпнул из книжки Буковского.
    На западе Союз было принято называть Россией. Так что по-западному мы — российские. Но не русские, потому-что некоторые — бухарские и прочее.
    FRITZ, мне рассказали, что Гогл открыл в Израиле несколько предприятий. Так что Вы не правы по поводу бойкота.

    1. «А он всегда был спорщиком:
      Припрут к стене — откажется».
      (В.В.)

  8. 1. Понятие «советский! применительно к топониму «Советский союз» (Точнее: «Союз советских…») ничуть не более идеологично, чем, скажем, «королевство» в топониме «Королевство Великобритании…»
    Вот, захотелось их суверенам подчеркнуть в названии своего государства суть его устройства и подчеркнули. Их суверенное право!

    2. Насчет вашей личной «советскости» спорить не стану, это самоощущение. Но, среди вороха материалов, попавшихся мне на глаза в эти дни, прочитал где-то ваш рассказ, навеянный детскими воспоминаниями первых послевоенных лет. Это мог написать, с моей точки зрения, только человек советский!

    3. На Западе было принято называть СССР Россией. Это просто говорит о многом. О неприятии СССР Штатами первый лет 15. И/или о безграмотном непонимании происходивших в б.Российской империи процессов. Или, еще от чего? У матерых стандартистов есть несколько уровней для создания имен государств.
    а) Полное официальное название. Присваивается государству исключительно сувереном и обязательно к использованию другими государствами в официальных международных отношениях. Например «Ливийская арабская Джамахирия» (слово «джамахирия», как я понимаю, аналог русского слова «правление»). Этот пример привел, потому что он полупереведен на русский. Почему так? понятия не имею.
    б) Упрощенное официальное самоназвание. В данном случае — «Ливия» . Или, к примеру «Советский союз», или «Россия».
    в) Иностранные варианты официальных названий, основанные на переводах и/или исторических традициях. Например «Федеративная республика Германия». (Без разных «дойчландов» :))
    г) упрощенные быто-разговорные. «Англия», «Германия», «Китай», «Израиль».
    д) и уж, совсем бытовые, на уровне сленга: «Штаты», «Швейцария», «Союз».

    Так вот, «Россия» в период 1922-92 гг была сленгом, не более того. Помнится, в горбачевские времена стон раздавался над Волгой: «У всех республик есть все атрибуты власти, а у России — нету!»

  9. Сергей Брин не даёт деньги не только Израилю, но и Гарварду на изучение российской истории и изучение американской истории представителями российских демократических движений, отказывая в предоставлении грантов на это. Он стопроцентный бизнесмен, которому всё, что соприкасается с политикой относительно Израиля и бывшего СССР, чуждо. Но он даёт деньги Демократической партии США, чтобы афро-американцы, арабы, латинос и т.д. имели деньги на приобретение чикена и взрывчатки. При всём моём глубоком уважении к Менделевичу и его соратникам, как и к другим советским диссидентам, возможность выезда евреев, униатов, авендистов седьмого дня, баптистов и других., а затем и всех граждан СССР, «обеспечил», во-первых, экономический развал Советского Союза, когда в Кремле поняли, что без западных кредитов им не выжить и никто из Великих держав воевать с СССР не собирается. Тогда в Кремле решили позволить выезжать сначала наиболее гонимым, в том числе, евреям, а затем и всем подряд. Менделевич не первый преувеличивает роль диссидентов в праве на выезд и в развале СССР, хотя в какой-то степени они повлияли на западное общественное мнение. При этом Кремлю было плевать на общественное мнение Запада, пока под ними не развалилась окончательно экономика.

    1. Именно так, Виктор, именно так.

Обсуждение закрыто.