После Висконсина.  Напряжение растет

В тот вечер, когда в Висконсине подводили итоги праймериз, мы с женой посмотрели в Интернете старый, но все еще впечатляющий фильм Стэнли Крамера «Корабль дураков». Это выдающееся кинопроизведение 1965 года я поставил бы выше нынешних оскароносных по всем статьям и категориям.

Действие фильма происходит на германском пассажирском пароходе в 1933 году, и удивительно, как близки нам теперь те же мировые проблемы. Будто история действительно повторяется.
Я не о кино затеял статью, она будет опять о президентской гонке. Но что поделаешь, коль в «этом безумном, безумном, безумном, безумном мире» (это уже другой фильм Стэнли Крамера врывается в мое повествование) всё так перепутано, что не только тема кино врывается в обозрение политических новостей, но и, наоборот, политика порой становится доминантной в кинообозрении. Имею в виду с интересом прочитанную в «Панораме» статью известного киноведа Марианны Шатерниковой в рубрике «Что идет в кино?», где она вступилась за фильм, подвергшийся облыжной критике, следующим образом: «Сколько бы я ни настаивала на том, что это замечательно выстроенная, умнейшая, остроумнейшая и великолепно сыгранная картина (к тому же показавшая политическую отвагу ее авторов), толку от таких споров будет не больше, чем от нынешних президентских дебатов, которые все равно закончатся победой Хиллари Клинтон, ибо за нее проголосует здесь пол-Мексики».
Пол-Мексики — это, как я понял, в Калифорнии, а в целом по стране? В целом по стране, как я уже писал двумя неделями ранее со ссылкой на The New York Times, персонально на Дональда Трампа обрушилась… Как бы это выразиться поточнее? И тут опять на ум приходит знаменитое кино «Вся королевская рать». Действительно, точнее не скажешь: на одного Дональда Трампа массированно обрушилась «вся королевская рать»: президент США впереди, в той же команде оказались боссы Республиканской партии и вся их обслуга. Имея большинство в обеих палатах Конгресса, республиканцы были бессильны перед исполнительной ветвью власти, ни сдержек, ни противовесов мы не видели, зато берут теперь реванш, атакуя своего выдвиженца. Бей своих, чтобы чужие боялись?
Как и гласил их план, рассчитанный на 100 дней, первый залп по лидеру гонки они дали в Висконсине. То ли этот залп сработал (Артиллерия резерва Главного командования, как я его ранее обозначил), то ли поддержка губернатора штата, то ли оба фактора вместе, но в результате Тед Круз набрал в Висконсине 48 процентов голосов, опередив Дональда Трампа, набравшего 35 процентов (за Джона Кейсика проголосовали 14 процентов). Для Трампа 35 процентов — не крушение (напомню: Republican Leaders Map a Strategy ему предвещали derail, то есть буквально «сход с рельсов»), но, безусловно, это для него удар. Он, наверно, ошеломлен. Комментировать неудачу не стал. Лишь его предвыборный штаб опубликовал заявление, в котором сказано: «Тед Круз — не просто марионетка. Он — троянский конь, которого партийные боссы используют в попытке украсть номинацию у Трампа».
Я не стал бы называть сенатора Круза ни марионеткой, ни троянским конем. Он вполне достойный кандидат на номинацию, но что правда, то правда: его победа в Висконсине — это подарок ему от «всей королевской рати», к которой был вынужден присоединиться губернатор Скотт Уокер, к сожалению, рано выбывший из гонки.
Притом очевидно, что «вся королевская рать» вряд ли к персоне Круза расположена теплее, чем к Трампу. Одного боятся, другого ненавидят, как кто-то из экспертов, помню, выразился. Тем не менее эта победа вдохновила Круза, он назвал ее «поворотным моментом» и с азартом воскликнул: «Готовься, Хиллари, мы идем!»
Хиллари, я думаю, не Теда Круза боится. К ней, во-первых, следователи все еще могут подобраться, а во-вторых, ее преследует Берни Сандерс, в ряде штатов подряд одержавший над нею победу, в Висконсине за него проголосовали 56 процентов однопартийцев, и он, прежде избегавший критических высказываний в ее адрес, теперь уже заявляет, что усомнился в ее компетентности в делах управления страной. Единственная ее надежда, кроме миллионов долларов от заинтересованных лиц, это обещанная ей поддержка президента Обамы. А вдруг Обаме понравится Сандерс?
Вернемся, однако, к республиканцам. Джон Сопел, обозреватель Би-би-си, рассудил о ситуации, сложившейся после Висконсина, на мой взгляд, реально: «Трамп упал на грешную землю и больно ударился… Как это повлияет на дальнейшее развитие событий? Предвыборная гонка Республиканской партии вдруг стала гораздо более интересной. Дорога, которая должна была привести Трампа к заветной цифре в 1237 делегатов съезда, теперь не выглядит такой уж прямой. Да, он придет к партийному съезду с гораздо большим количеством делегатов, чем его соперник сенатор Тед Круз, но он придет с позицией морального превосходства, чтобы сказать, что только он и никто другой должен быть выдвинут в кандидаты… Если собрать большинство голосов никому не удастся, то партийный съезд в Кливленде может превратиться в открытое поле для разного рода манипуляций».

KV2aKNaiTCRPY
Такое вот кино. Сериал, каких еще не было. Следующая серия снимается в Нью-Йорке и выйдет на экраны страны 19 апреля. Тогда, наде­юсь, и будет опубликовано то, что сейчас пишу, а как оно будет выглядеть на фоне реалий, никто не может предсказать. Никто не предскажет и то, чем завершатся праймериз в пяти штатах, намеченные на 26 апреля. Поговорим о них постфактум. А пока замечу, что сериалы всегда запускались в те времена, когда ими хотели удержать народ у телевизоров. Так когда-то, кто помнит, была использована властями «Рабыня Изаура». А что сейчас? На каком фоне разыгрывается наш предвыборный сериал?
Фон, надо признать, неприглядный. Никогда США не выглядели в мире столь ослабленными, какими стали в результате президентства Барака Хусейна Обамы с его друг друга стоящими госсекретарями — Хиллари Клинтон в первой каденции и Джоном Керри во второй. Ими сотворенная «арабская весна» устранила относительно стабильные ближневосточные и североафриканские режимы и дала простор исламофашизму. Именно этот термин, явившийся после 9/11/2001, был ими политкорректно убран из употребления, но отнюдь не убран из жизни. Египту, крупнейшему государству арабского мира, чудом удалось отстоять свой суверенитет от настойчивого навязывания ему Обамой «мусульманских братьев».
Коснусь в этой связи и Израиля. Несерьезные люди, включившиеся в травлю Трампа, обвиняют его в том, что в отношении арабо-израильского конфликта он обещал придерживаться нейтральной линии. За это высказывание кто-то даже назвал его антисемитом. Но посмотрите, как далеки от нейтралитета Обама с его оруженосцами, все эти годы навязывавшие Израилю неприемлемые ему установления и исподтишка поддерживавшие его врагов. То же скажу и по поводу суждения Трампа, что Израилю те миллиарды, которые он получает от США в виде помощи, он давал бы в виде займов, то есть с возвратом. Это как раз то, чего израильские лидеры давно хотели. Израилю не нужны подачки, обусловленные необходимостью закупать то, что ему даритель навязывает. Получая заем, страна сама распорядится, как его лучше использовать.

Обама разочарован: Путин от участия в саммите по ядерной безопасности отказался
Обама разочарован: Путин от участия в саммите по ядерной безопасности отказался

Так и в других делах, включая заявления Трампа относительно НАТО и ООН. Не надо с ходу вступать с ним в полемику, со временем, когда разберемся, увидим, что он, в сущности, прав, но пока хорошо и то, что его непривычные и неполиткорректные обороты заставляют нас хотя бы призадуматься.
С одной стороны, ядерный шантаж, угроза превратить США в радиоактивный пепел. С другой стороны, наивный призыв президента США к ядерному разоружению, созыв в Вашингтон мировых лидеров на первоапрельский саммит по ядерной безопасности, уже четвертый по его инициативе, но столь же бесплодный, как предыдущие, к тому же проигнорированный Россией — ни Путина, ни даже Лаврова заманить на саммит не удалось… И горькое разочарование: «Из-за того, что господин Путин пришел к власти или вернулся на пост президента…»
Извините, читатель, прерву цитату ради маленького комментария: заговорив о возвращении Путина на пост президента, Обама показал, что до сих пор с ностальгией вспоминает свой разговор с Медведевым, подслушанный журналистами, когда при невыключенном микрофоне Медведев обещал «передать Владимиру», что после переизбрания Обама будет «более гибким»!
Теперь продолжу цитату: «…из-за того, что стратегическая концепция господина Путина предполагает приоритет военной мощи перед внутренним развитием России и диверсификацией экономики, такого прогресса в отношениях с Россией, как я надеялся, не произошло», — заявил Обама по завершении саммита.
Возвращаясь к обамовским госсекретарям, вспомним крайне глупую и безответственную «перезагрузку», в тепличном режиме которой вызрела российская агрессия — как в отношении соседних государств, так и во внутренней политике, где возрождается тоталитаризм (мафиозная система власти, тема моей предыдущей статьи). Джон Керри усердно пляшет под дудку Лаврова, Обама о чем-то сговаривается с Путиным по телефону, Украина отдана на откуп пресловутому нормандскому формату с его порочными Минскими соглашениями. Евросоюз, оставленный Америкой без реальной поддержки, может развалиться: с востока на него движется война, с юга — «призрак бродит по Европе» — призрак исламизма.
Обаме все это, как говорится, до лампочки. Он с семейством едет на Кубу, попутно продолжает бороться с изменением климата, будто других дел у него нет, тем временем подыскивает себе синекуру на будущее — то ли в Верховном суде, то ли в ООН. Когда он покинет корабль, на капитанском мостике которого отскучал две каденции, кто заступит на пост? Ведь то, что в последнее время этот корабль стал чем-то похожим на изображенный в фильме Стэнли Крамера, не может нас не волновать. Подошло, видно, время для капитального ремонта, чтобы вернуть кораблю завидный прежний ход.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора