Единственная и неповторимая

К 110 годовщине со дня рождения Агнии Барто

Madorsky_SingenЛев Мадорский

 

b1«Детям нужна вся гамма чувств,
рождающих человечность»
А.Барто

25 лет живу в Германии. Внуки плохо говорят по-русски. Вроде бы, говорят, но это не настоящий язык. Примитивный, поверхностный, язык иностранца. Когда спел 9-летнему Андрею строчки из песни Олега Митяева: «Струна осколком эха пронзит тугую высь», он не понял ни слова: «Это по-английски?» Но вот случилось радостное событие.

5-летняя внучка неожиданно для всех научилась читать по-русски. Практически, сама, без помощи взрослых. А было так. Я прочитал ей хорошо известные приехавшим из бывшего Союза строчки: «Наша Таня громко плачет…» и «Идёт бычок качается…». Наташа слушала с таким интересом, с каким, кажется, не слушала никогда: «Ой, дедушка, давай ещё раз!». Я прочитал ещё раз. Внучка радостно захлопала в ладоши. Я прочитал другие, оставшиеся в памяти стихи Агнии Барто, про зайку, про мишку…

b2Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог.
Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду».

«Ещё, пожалуйста, ещё», — просила внучка. Больше я не помнил. Когда поехал в Москву, купил сразу несколько книг детской поэтессы. Прочитал Наташе несколько стихотворений вслух. Стихи внучке так понравились, что она попросила показать ей русские буквы и постепенно научилась читать сама. Прошло несколько лет, но внучка читает и перечитывает стихи Барто до сих пор. Перефразируя Маяковского, можно почти в рифму сказать: «Она русский выучила за то, что на нём писала Барто».

b3Агния Барто (в девичестве Волова Гетель Лейбовна) родилась в Москве, 2 февраля в 1906 году, в обеспеченной еврейской семье.

Отец был врачом-ветеринаром, мать вела домашнее хозяство. Девочка училась в гимназии, занималась танцами, но не очень успешно, и, вроде бы, никакими особыми талантами не отличалась.

Как и многие девочки в то время, Агния увлекалась стихами молодой Ахматовой и пыталась сама сочинять. В её детских стихах, как и в стихах Анны Андреевны, фигурировали рыцари, божьи ангелы, бледные небеса и румяные розы. Только, если всё это в произведениях гениальной поэтессы вписывалось естественно и гармонично, то в стихах 14-летней девочки выглядело как подражание.

Барто и Луначарский. Первая книга.

b4Интересное событие произошло в 1920 году, вскоре после октябрьской революции. В гимназию, где училась Агния, приехал нарком просвещения А. Луначарский. В честь важного гостя был устроен концерт, на котором 14-летняя девочка читала своё, подражающее Ахматовой и другим, популярным в то время поэтам-акмеистам, стихотворение: «Похоронный марш».

Реакция наркома была неожиданной. Он еле сдерживал смех. Потом Луначарский (он был не только большевик, соратник Ленина, но и высокообразованный человек, писатель, литературный критик) пригласил гимназистку не куда-нибудь, а в наркомпрос.

b5Это удивительно, но нарком сумел увидеть в псевдотрагических стихах Агнии детскую поэтессу и посоветовал ей писать для детей. Не правда ли немного напоминает ситуацию с Пушкиным и Державиным, когда известный поэт, присутствующий на экзаменах в царкосельском лицее, впервые услышал стихотворение юного Александра и благославил его на поэтическое творчество?

b6Благословление Луначарского сыграло свою роль. В 1925 году 19-летняя Агния (она вышла замуж за поэта Павла Барто и теперь уже была не Волова, а Барто) издаёт первую книжку для детей «Китайчонок Ли»

Анатолий Васильевич Луначарский сумел разглядеть у девочки дар. Потому что писать для детей, особенно, для малышей, дело не простое. Для этого требуется особый настрой души, умение понять и почувствовать душу ребёнка, найти такие слова, образы, ситуации, которые близки и понятны его сердцу. В какой-то степени, возможно, такой редкий талант был характерен для семейства Барто. Во всяком случае, брат мамы, Григорий Блох, тоже писал стихи для детей.

Барто и Маяковский.

«Мишка-воришка», «Мальчик наоборот», «Братишки» и другие.

b7Одним из своих главных учителей Агния Барто считала Владимира Маяковского. Наряду с Анной Ахматовой, это был её любимый поэт. Особенно увлекалась она детскими стихами Владимира Владимировича, которых было 14-ть. Самое известное и, на мой взгляд, самое замечательное: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Стихотворение, про которое, как и про многие стихи Агнии Львовны, не скажешь, что это стихи, настолько легко и естественно, в разговорном ритме они написаны:

Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила Кроха:
-Что такое хорошо
И что такое плохо?-

 

В ранних стихах Агнии Львовны чётко прослеживаются характерные ритмы великого поэта.

Барто и Маяковский, как позже рассказала в интервью Агния Львовна, встречались дважды, но каждый раз юная поэтесса не решалась заговорить.

«Мне хотелось, -говорит Барто, -сказать что-то умное, но ничего подходящего не приходило в голову».

Однажды поэтесса случайно увидела как Маяковский ходит вдоль забора на даче на Акуловой горе под Москвой, где он летом жил, и ей захотелось, как она сама рассказывает, подойти к поэту и произнести что-то вроде:

«Знаете, Владимир Владимирович, когда моя мать была школьницей, она всегда учила уроки, шагая по комнате, и ее отец шутил, что, когда он разбогатеет, купит ей лошадь, чтоб она не так уставала. Вам, Владимир Владимирович, не нужны никакие вороные кони, у Вас — крылья поэзии». «К счастью, — продолжает Агния Львовна, — я не решилась подойти и не произнесла этой ужасной тирады».

Барто и Чуковский. «Игрушки», «Снегирь», «Первоклассница»

b8Другим учителем Барто был, как вспоминает она в книге «Записки детского поэта», Корней Иванович Чуковский. Ему она показала своё первое сатирическое стихотворение «Наш сосед Иван Петрович». Сатира в сталинские — тридцатые была, фактически, под запретом, но Чуковский одобрил стихотворение и даже сказал: «Вот так Вы должны писать».

Интересно, что Корней Иванович посоветовал юной поэтессе писать не только стихи в рифму но и, так называемые, белые, безрифменные. В одной из статей Чуковский высказал любопытное мнение: «Безрифменные стихи, это все равно, что голая женщина. В одежде легко быть красивой, а вот попробуй ослепить красотой без всяких рюшечек, оборочек и прочих вспомогательных средств. Сила таких стихов в лирическом движении, внутренних ходах». Позднее, возможно, под впечатлением этих слов, Барто написала несколько безрифменных стихотворений.

В тех же «Записках» Агния Львовна вспоминает такую необычную историю. Однажды она ехала в электричке. На одной из станций вошёл Корней Иванович и, увидев её, сел рядом.

Можно я прочитаю Вам стихи, -сказала Барто, — Очень короткие. Их написал пятилетний мальчик.
Да, конечно, читайте, -ответил Чуковский и неожиданно громко обратился к пассажирам: «Поэтесса Барто хочет почитать стихи». Агния Львовна прочитала стихотворение, посвящённое недавно спасённым челюскинцам:

Челюскúнцы-дорогúнцы,
Как боялся я весны.
Как боялся я весны.
Зря боялся я весны:
Челюскúнцы-дорогúнцы,
Все равно вы спасены.

Конечно, Корней Иванович догадался, кто автор стихов, но впоследствии поместил четверостишие в одной из своих статей, как стихотворение пятилетнего ребёнка.

 

Барто и Маршак. «Весёлые стихи» и другие книги.

b9По характеру Агния Львовна была человек застенчивый, нерешительный, легко идущий на компромисс, но, вместе с тем, она не любила, когда ею пытаются командовать, навязывают свою волю. Это ярко проявилось при общении с другим замечательным детским поэтом, Самуилом Яковлевичем Маршаком.

Однажды Маршак пригласил юную Барто домой и долго разбирал каждую строчку какого-то её стихотворения: «Это не так и это не то». Агния не выдержала: «Я не смогу стать Маршаком, но подмаршачником я тоже быть не желаю» и ушла. С тех пор отношения Барто и Маршака испортились. Преположительно, ругательные статьи, которые стали появляться в печати после этого разговора, написаны не без участия Самуила Яковлевича.

Второе замужество, рождение дочки, война, потеря сына. Сценарий фильма: «Подкидыш»

В 1935 году Барто развелась и вторично вышла замуж за видного учёного- энергетика Щегляева. У них родилась дочка, Таня. Та самая Таня, которая громко плачет, так как уронила… Во время войны Щегляев был направлен на работу в Свердловск. Здесь Агния Львовна встретилась с писателем Бажовым и по его совету получает специальность токаря. Но токарем она работала недолго. В 1943 году поэтесса попыталась стать фронтовым корреспондентом и, не добившись особых успехов (у неё был дар писать для детей, а не для взрослых), вернулась в Свердловск.

В мае 1944 года семья Щегляевых-Барто возвращается в Москву. Жизнь, вроде бы, налаживается. И тут 5 мая 1945 года, за четыре дня до окончания войны, в жизни Агнии Львовны происходит страшная трагедия. Её 17-летний сын Гарик, катался на велосипеде в тихом Лаврушенском переулке, который известен всем мосвичам и гостям столицы, так как в нём находится «Третьяковка», и был насмерть сбит грузовиком. Эта ужасная потеря преследовала Барто всю жизнь.

50-70-ые годы. Поэма «Звенигород», радиопередача «Ищу человека», «Мы с Тамарой», «Вовка — добрая душа» и другие. Смерть мужа.

Быть детским писателем в сталинские и в хрущёвско-брежневские годы, было не так опасно, как взрослым. Во всяком случае, Барто никогда не вызывали ни в ЧК, ни в НКВД, ни в КГБ. Более того, она, несмотря на пятый пункт, была в послевоенные годы в Болгарии, Исландии, Англии, Японии, Германии и других странах.

Огромную популярность поэтессе принесла написанная в 1947 году замечательная, берущая за сердце, поэма «Звенигород», которая, хотя и была выдержана в свойственном Барто, лёгком, летящем стиле, но отличается от её предыдущих стихов, серьёзностью и даже трагичностью темы. Агния Львовна описала детский дом, где находятся дети, у которых родители погибли, в основном, во время войны. Появление книги, возможно, было связано с личной трагедией поэтессы.

После написания поэмы происходит удивительный случай. Барто получает письмо от женщины, потерявшей во время войны 8-летнюю дочку, и просит помочь её найти. Агния Львовна обращается в милицию и девочку находят. Об этом случае становится известно и к поэтессе приходит множество писем с просьбой помочь в поиске детей. В результате в 1965 году на радио появляется программа «Ищу человека», в которой Агния Львовна 9 лет была ведущей. При помощи программы было найдено около 1000 человек, как взрослых, так и детей.

За эти годы Барто написала сценарий к фильму «Покидыш», несколько сборников стихов и книгу, «Записки детского поэта».

В 1970 году поэтессу постиг ещё один удар: от рака умирает муж

На еврейскую тему Агния Львовна не писала, была далека от религии, но в 50-ые годы, критикуя издательство «Детская литература», за то, что у него слишком много авторов-евреев, один из борцов с космополитизмом написал памфлет:

А входил в обойму кто?
Лев Кассиль, Маршак, Барто.
Шел в издательстве косяк:
А.Барто, Кассиль, Маршак.
Создавали этот стиль —
С.Маршак, Барто, Кассиль.

b10Умерла великая детская поэтесса 1 апреля 1981 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище.

Барто была лауреатом Сталинской (1950 г.) и Ленинской (1970г.) премий, награждена орденом Ленина и другими орденами и медалями.

В заключение хочется сказать, что в России было много великих поэтов, прекрасно писавших для детей, но великая детская поэтесса была одна — Агния Барто. Единственная и неповторимая.

 

Февраль 2016

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

7 комментариев к “Единственная и неповторимая

  1. Казалось бы, ну о ком писать? А вот поди ж ты, получилось и трогательно, и интересно. Лёвиной внучке Наташе понравились стихи Барто, а мне Лёвин очерк о ней.

    1. Спасибо, Марк, за тёплые слова.

  2. Прекрасный очерк!
    Мы выросли на её стихах.
    Как же мне хочется тоже читать их своим внукам.
    Надеюсь, что моя мечта скоро сбудется.
    Спасибо за статью, дорогой Лев!
    С теплом,
    Инна

  3. Спасибо, дорогая Инна, за отзыв об очерке. Вы подняли мне нгастроение.

  4. Столько неизвестного об известной детской поэтессе. Отношения с Маршаком, Чуковским, Луначарским, встречи с Маяковским. Авторство передачи «Ищу человека» и причина ее создания.
    Тепло, с которым написана статья, ощущается даже на таком расстоянии, как наше с вами, Лев — между континентами.
    Огромное спасибо. Да, эта статья — лучший способ отблагодарить Агнию Барто за те чудные детские стихи.

  5. И Вам спасибо, дорогая Мира!

  6. Статья корректно умалчивает об отношениях Агнии Барто, например, с Лидией Чуковской и ее активной ролью в исключении Лидии Корнеевны из Союза писателей. Да и с самим Чуковским не все было так просто — Агния Барто участвовала в его травле. И вообще проявляла завидную гражданскую активность в подписании различных разоблачительных документов. Что никоим образом не влияет, конечно, на качество ее замечательных детских стихов. Эти творческие люди такие противоречивые — и тогда, и сейчас. Советую «Процесс исключения» Л. Чуковской. Там многие признанные советские классики открываются с неожиданных сторон)

Обсуждение закрыто.