Победа Обамы – поражение США

nepomАлександр Непомнящий

Итак, президент США Барак Обама добился своего.

Вопреки всем предостережениям он заключил сомнительную сделку с иранским руководством и продавил её в Конгрессе.

Он освободил из заключения или прекратил судебные преследования в отношении 21 преступников, обвиненных в нарушении международных антииранских санкций, в том числе, троих американских граждан иранского происхождения.

Он согласился выплатить Ирану почти полмиллиарда долларов сверх возвращаемой суммы в 1.3 миллиарда долларов, которые США получили в свое время из Ирана на покупку военной техники и удерживали с тех пор, как после исламского переворота 37 лет назад связи между странами прервались.

Он игнорировал испытания ракет средней дальности, проведенные Ираном осенью прошлого года в нарушение сразу двух резолюций СБ ООН.

Он не ответил на провокационную ракетную стрельбу, устроенную иранскими военными кораблями в конце декабря возле американского авианосца «Гарри Трумэн» в Ормузском заливе.

Он извинился в ответ на пиратский захват иранской революционной гвардией  десятерых  американских моряков на прошлой неделе.

Похоже, он также сумел добиться таких формулировок в отчете МАГАТЭ, которые бы позволили объявить о выполнении Ираном своих обязательств, безотносительно того, насколько это соответствует действительности. Был ли, на самом деле, залит бетоном ядерный реактор в Араке до такой степени, что он вышел из рабочего состояния или действие носило исключительно символическое и частичное значение, — станет известно, вероятно, лишь позже. Не ясно и то, как много центрифуг для обогащения урана действительно было остановлено.

Так или иначе, США, наконец, сняли наложенные на иранский режим более десяти лет назад международные санкции, заодно освобождая для иранского руководства от 100 до 150 миллиардов долларов, находящихся в международных банках и до сих пор остававшихся недоступными.

Перед окончанием своей каденции президенту Обаме, лауреату Нобелевской премии мира, полученной авансом, во что бы то ни стало,  необходимо продемонстрировать хотя бы одно внешнеполитическое достижение, чуть более значимое, чем возобновление дипломатических отношений с Кубой.

На фоне последовательного каскада неудач и провалов на всех направлениях ближневосточной политики, результатом которых стала потеря влияния в пользу России, сближение с Ираном преподносится как величайшее достижение.

Именно поэтому, Иран и может себе позволить в отношениях с США вести себя так, будто именно он является мощнейшей сверхдержавой, диктующей свою волю покорным вассалам.

Милостиво выпустив из своих тюрем пятерых американцев, обвиненных в шпионаже, но, как видно, попросту являвшихся заложниками режима, иранское руководство цинично сообщило, что не имеет информации о бывшем агенте ФБР Роберте Левинсоне, американце еврейского происхождения, пропавшем девять лет назад на иранском острове Киш.

Тем не менее, и эта сделка была объявлена ещё одним достижением администрации Обамы. Пятеро невиновных американцев, заключенных в иранские тюрьмы, вернулись в США  в обмен на президентское помилование троих преступников, осужденных за передачу чувствительного военного оборудования режиму аятолл, освобождению ещё четырех нарушителей международных санкций и отмены приказов о задержании через Интерпол в отношении ещё 14.

По ходу дела, Иран также продемонстрировал свою неблагодарность США, заключив колоссальную сделку о покупке 114 гражданских самолетов для обновления свою авиа флота не с американским «Боингом», а с европейским консорциумом «Airbus».

На фоне отмены международных санкций, новые американские санкции, введенные днем позже  в отношении 6 компаний, располагающихся в ОАЭ и Китае, а также против 5 иранцев, связанных с иранской ракетной программой, ставшие запоздалым ответом на проведенные в нарушение резолюций СБ ООН ракетные испытания, вероятно, не слишком огорчают аятолл.

Пресс-секретарь иранского МИДа Хусейн Джабер Ансари  уже назвал новые санкции «пропагандой» и сообщил, что «Исламская республика в ответ ускорит свою программу ракет среднего радиуса действия».

По оценкам, иранского руководства экономика Ирана поправится и увеличится в текущем году, по крайней мере, на 5%. В начале недели президент Ирана Хасан Рухани представил парламенту проект бюджета на будущий год, составляющий 75 миллиардов долларов, что на  4% больше прошлогоднего бюджета. Соответственно усилится и региональное влияние страны.

При этом, однако, никаких признаков того, что Иран собирается изменить свое отношение к использованию террора в качестве инструмента для достижения политических целей, нет и, как видно, не предвидится.

Это неизбежно приведет  и к распространению суннито-шиитской войны, уже активно идущей в Сирии, Ираке и Йемене на новые регионы, а значит к дальнейшей дестабилизации Ближнего Востока, и к всплеску террора по всему миру. Что же касается ядерного оружия, то судя, по всему, иранский режим отнюдь не отказался от стремления его заполучить, просто лишь немного снизил темп на пути к его достижению.

Недаром как сообщил в официальном заявлении пресс-секретарь иранского Агентства по ядерной энергетике Бехруз Камальвенди: «Длительность ядерного соглашения восемь лет, но мы рассчитываем с помощью МАГАТЭ сократить этот период».

Однако, все это, как видно, уже не слишком беспокоит Обаму, ведь то, что случится после него, будут расхлебывать уже совсем другие люди.

Вместе с тем, следует заметить, что будущее не так уж радужно и для Ирана. Дополнительные полмиллиона баррелей нефти в день, которые теперь Иран сможет влить на мировой рынок неизбежно снизят цены на нефть и без того уже опустившиеся ниже 30 долларов за баррель.

Таким образом, доходы Исламской республики будут куда ниже, чем ожидали её лидеры, заключая сделку. В свою очередь, это приведет к тому, что  далеко не все амбициозные планы иранского руководства смогут быть воплощены. Очевидно, военные нужды, включая поставки нового оружия «Хизбалле» и ХАМАСу, получат больший приоритет, чем гражданские, а значит, долгожданного облегчения для уставшего от высокой инфляции населения, 10% которого остается безработным, так и не наступит.

При этом, открытие иранского рынка для западных инвесторов и укрепление частного сектора, также будет способствовать ослаблению влияния внутри страны  тоталитарного режима, что не может не вызывать опасение аятолл.

Январь 2016

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора