Замкнутый круг Недельная глава Торы «Берешит»

Заключительный раздел Пятикнижия «Ве-зот а-браха» был прочитан в праздник Шмини Ацерет (в Израиле он же Симхат Тора). В этом и заключается его главное отличие от других разделов, которые читаются по субботам. Еще одно важное отличие состоит в том, что к этому разделу вызывают не семь человек, как обычно, а всех присутствующих в синагоге, включая детей, чтобы каждый мог лично отметить завершение годичного цикла чтения Торы.

«Ве-зот а-браха»

«И это («ве-зот») благословение, которым благословил Моше, человек Господа, сынов Израиля перед смертью своею» (33:1).
Перед смертью Моше Рабейну подобно праотцу Яакову благословил еврейский народ и каждое колено в отдельности, дополнив свои добрые пожелания пророческими наставлениями.
Рамбан и рабейну Бахья отмечают глубокую кабалистическую символику в слове «ве-зот» («и это»), с которого начинаются благословения Моше. Яаков-авину завершил тем же словом свое предсмертное обращение к сыновьям: «И вот все двенадцать колен Израиля, и это («ве-зот») сказал им отец и благословил их…» (Берешит, 49:28).
Эти два «ве-зот», одно в первой книге Торы «Берешит» и другое — в последней «Дварим» как будто смыкаются во времени, образуя замкнутый круг, без начала и конца, что соответствует духу только что отмеченного праздника Симхат Тора, когда евреи водят хороводы («акафот») вокруг Торы.

Предложение принято

«И сказал он: “Б-г от Синая пришел, и показался им в сиянии от Сеира, показался от горы Паран, и явился из среды десятков тысяч святых, а справа от Него — пламя Закона для них”» (33:2).
В этом образном предисловии Моше намекает, что евреи были не первыми, кому Б-г предложил Тору. Вначале Он обратился к потомкам Эсава, жившим в Сеире, и сынам Ишмаэля, занимавшим территорию Парана, но они отказались, поскольку Тора запрещает их излюбленные занятия: убийства, грабежи и воровство. Тогда Всевышний явился к евреям в сопровождении многочисленного воинства святых ангелов и предложил им Свой огненный Закон. Евреи безоговорочно приняли Тору, заслужив тем самым вечное благословение Творца, прозвучавшее из уст Его пророка Моше.

«Берешит»

В ближайшую субботу начинается новый цикл чтения Торы. Первый раздел — «Берешит» из книги «Берешит».
Раздел «Берешит» самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира — от его Сотворения до Всемирного потопа — и летопись первых десяти поколений человечества — от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную среду под названием «шаббат», которая посещает этот мир раз в неделю.
В канун первого шаббата на свет появились первые люди — Адам и Хава (Ева). Б-г поместил их в райский сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с Древа познания добра и зла и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя грех вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгнал их из Эдена и изменил природу человека. В мир пришли смерть, страдания и тяжелый труд. Началась извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории.
Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, принесли дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принял только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убил брата. За это преступление Б-г обрек Каина на вечные скитания.
Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «жалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания посредством Всемирного потопа, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха с его семьей.
Урок первого комментария
«Вначале сотворил Господь небо и землю…» (1:1).
В своем самом первом комментарии к Пятикнижию Раши, ссылаясь на раби Ицхака, спрашивает, почему Тора начинается с рассказа о Сотворении мира, а не с мицвы освящения нового месяца, самой первой заповеди, полученной сынами Израиля перед Исходом из Египта. Ведь Тора — это схема мироздания, свод законов, помогающих человеку выполнять свою миссию во вселенной, а не историческая хроника.
Ответ таков: Б-г создал землю, и Он вправе давать ее, кому пожелает. Мы, евреи, отвоевали Эрец Исраэль у ханаанеев не по своему произволу, а по Его милости. Поэтому ханаанеи и все другие народы не имеют права обвинять нас в похищении земли у ее «коренных жителей».
Этот комментарий кажется, на первый взгляд, неуместным. Зачем Раши потребовалось говорить о непреложном, утвержденном самим Творцом праве еврейского народа на Эрец Исраэль в самом начале книги «Берешит», превращая это право в один из важнейших аспектов Сотворения мира? В конце концов, до самого появления народа Израиля оставались еще долгие столетия.
Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что Раши выделяет в начале каждой из пяти книг Торы ее стремление укрепить честь и достоинство еврейского народа. В «Берешит» он говорит в комментарии о праве сынов Израиля на Эрец Исраэль; в начале книг «Шмот» и «Бамидбар» отмечает любовь Всевышнего к евреям, выражающуюся в том, что Он перечисляет их по именам и пересчитывает, как звезды на небе. В «Ваикре» Раши рассуждает о преимуществе еврейских пророков над пророками нееврейскими. Наконец, в «Дварим» он сообщает, что из уважения к избранному народу Моше избегал прямых упреков в его адрес.
В общем, в начале всех пяти книг великий комментатор Торы укрепляет репутацию еврейского народа, проявляя к нему свою любовь и уважение, и заодно наглядно подтверждает высказывание мудрецов Талмуда, что весь мир был создан ради Израиля. Ясно, что его слова о нашей вечной связи с Эрец Исраэль включены в рассказ о Сотворении мира отнюдь не случайно.
Но у этих слов еще одна важная и весьма актуальная подоплека. Дав согласие на восстановление еврейского государства, народы мира поспешили отсечь от него значительную часть земель (хотя в Бальфурской декларации территориальная целостность «национального очага» для евреев не подвергалась сомнению).
Теперь они требуют от нас новых уступок в пользу вымышленного народа, у которого нет никаких исторических оснований претендовать на собственное государство, тем более в самом сердце нашей страны, и который одним своим присутствием угрожает миру и стабильности всего ближневосточного региона.
«Просвещенные» нации высокомерно отвергают наши исторические и библейские права на всю Эрец Исраэль. Как ни парадоксально, именно Израиль остается практически единственным государством в мире с непризнанными границами (и непризнанной столицей), хотя эти границы четко проведены в Пятикнижии (раздел «Масей»), известном и глубоко почитаемом на Западе под названием Ветхий Завет. Чем объяснить сей парадокс, если не крайним антисемитизмом, исконной ненавистью к евреям?! Им уже мало изгнания евреев из Газы и разрушения цветущих поселений — они домогаются от израильского правительства новых «уступок».
Когда Раши писал свой первый комментарий к Хумашу, он как будто заглянул на тысячу лет вперед и увидел, какую отчаянную борьбу приходится вести евреям за свою Б-гом обетованную землю.
В талмудическом трактате «Сота» сказано, что Тора была написана на семидесяти языках специально для того, чтобы другие народы могли переписывать и учить ее. И если теперь они называют евреев «оккупантами» вопреки тому, что написано в этой книге, пусть не удивляются, что дубина исламского террора, приготовленная для Израиля, все чаще бьет по их головам. Во всяком случае, они не могут оправдаться незнанием Библии. За все преступления, совершенные против евреев ими и с их попустительства, им придется отвечать сполна перед Б-гом и историей.
Таков главный урок первого комментария Раши.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора