Наполниться светом

Каждому иммигранту приходится преодолевать свои трудности, адаптироваться к новым условиям. Как бы это ни было трудно, все же возможно и выучить язык, и найти работу. Но как справиться с обрушившейся на нас проблемой выбора? Там мы не выбирали власть, не выбирали мы и школ для себя и своих детей. Здесь же есть все, даже самые разные еврейские школы.

Труднее всего выбрать школу для своих детей. Не только потому, что в Америке кризис образования, и найти хорошую школу чрезвычайно трудно. Для того, чтобы сделать правильный выбор, недостаточно одной лишь прагматики. Да, хорошее образование очень важно. Но наряду с вопросом о том, где ваш ребенок получит лучшее образование, встает и не менее важный вопрос: каким ценностям он будит служить, частью какого народа являться?

КЕМ МЫ СЕБЯ ОЩУЩАЕМ

Жизненный парадокс, впрочем, заключается в том, что как раз те, кто думают не только утилитарно — “как взять себе?”, но и вопрошающие — “как дать себя?”, больше получают и большего добиваются.

Вы знаете, почему так трудно решиться отправить детей в еврейскую школу (если только эту проблему выбора не облегчает плачевное состояние государственных)? Для этого необходимо самому ощущать себя евреем! Основоположник хасидизма Баал Шем Тов писал, что дети — это материализация мыслей, помыслов родителей. В свете сказанного начинаешь по-новому понимать тех, кто, вместо того, чтобы спорить на тему, кого галахически считать евреем, говорят: дело не только в том, у кого мать еврейка, еврей тот, у кого сын будет евреем! И сын, и внук, и правнук! И если судить по последним данным исследования еврейской общины США, то таких евреев, к сожалению, меньшинство. 56% евреев вступают в брак с неевреями, а их дети в большинстве не считают себя евреями. Так неужели американское еврейство стоит перед опасностью полного исчезновения? И да, и нет. Цифра 56 — среднестатистическая, включающая в себя всех евреев США и все ортодоксальные и хасидские общины страны, в которых ассимиляция не наблюдается вообще, и переваливающих 85-процентный рубеж секулярных евреев, живущих вне крупных еврейских общин. Общая тенденция очевидна: чем ниже уровень еврейского образования, тем выше процент ассимиляции… Мы сумели пережить тоталитарную Россию, но как нам выжить евреями в свободной Америке?

Наша недельная глава повествует о Яакове, покидающем страну Израиля. Он бежит из родительского дома, потому что брат Эйсав замышляет убить его. Эйсав хочет отомстить Яакову за то, что тот получил благословение отца Ицхака и право на первородство, право на продолжение союза, заключенного Всевышним с Авраамом. Мать Яакова Ривка советует ему бежать из страны Израиля в Харан, там живет ее брат Лаван. Лаван — хитрый и опасный человек. Он лицемерно встретил Яакова с распростертыми объятиями, чтобы затем превратить его в безликого и безропотного раба.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ СОН

“И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан…”. Итак, выйдя из Беэр-Шевы и направившись на север, Яаков дошел до того места, на котором встанет в будущем Иерусалимский Храм. “И заночевал там, потому что зашло солнце. Взял камни этого места и положил под голову, и лег, и видел сон. И вот над ним Всевышний, и говорит ему: “Я Б-г Авраама и Б-г Ицхака, отца твоего. Землю, на которой лежишь ты, тебе и потомкам твоим дам. И будет потомков твоих так много, как песка земли, и распространятся они к морю, и на восток, и на север, на юг. И благословятся тобой все народы земли. А я с тобой и храню тебя всюду, куда бы ты ни шел, и верну тебя на эту землю…”.

И встал Яаков утром, и взял камень, и поставил его памятником, и возлил на него оливковое масло…”.

Бегство Яакова из Израиля и его знаменательный сон играют чрезвычайно важную роль не только в его жизни, но и в судьбе еврейского народа. Ведь Талмуд учит нас, что “все события в жизни наших отцов повторяются в истории их потомков — еврейского народа”.

Яаков покидает Израиль, спасаясь бегством от гнева своего брата Эйсава. Это пророческий символ того, что евреи будут изгнаны из своей страны римлянами — царством Эдома — используемый символ потомков Эйсава, всех тех, кто стремился физически уничтожить евреев.

Яаков направляется к внешне дружелюбному, но коварному Лавану, стремящемуся поработить его.

Это пророчество того, что евреям предстоит переезжать из стран откровенного антисемитизма в страны, внешне принимающие евреев с распростертыми объятиями, а на деле пытающиеся уничтожить евреев духовно.

Но почему Яаков, направляясь в изгнание, возлил на памятник оливковое масло? Талмуд учит нас, что это намек Торы на праздник оливкового масла — Хануку, отмечающий великое чудо существования народа Израиля в изгнании. Ведь, подобно оливковому маслу, нерастворимому в воде, евреи не растворились в море окружавших их народов.

Впрочем, оливковое масло — это и источник света, символ знаний Торы. А чудесная история ханукальной свечи напоминает нам о нашей собственной исторической судьбе и о нашей миссии — быть светочем для народов! Но ведь для того, чтобы светить другим, необходимо сначала самим наполниться светом.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора