СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

В энциклопедиях и справочниках этой народности посвящено лишь несколько строк: самаритяне — религиозная община, появившаяся на Святой Земле после падения Израильского царства (722 до н. э.). Когда евреи возвратились из вавилонского плена, самаритяне, согласно Книге Ездры, предложили им свою помощь в восстановлении Храма, но это предложение было отвергнуто. Тогда самаритяне построили свой собственный храм на горе Геризим (близ современного Шхема). Йоханан Гиркан, правитель Иудеи, разрушил его. Затем храм был восстановлен, а позднее разрушен вторично, уже римлянами. Место храма остается для самаритян священным.

Вплоть до XVI в. существовали многочисленные колонии самаритян в Дамаске и Каире, однако община Палестины оставалась немногочисленной и пребывала в бедности.

В качестве Священного Писания самаритяне почитают Пятикнижие, но отвергают учение библейских пророков и талмудическую традицию. Их версия Пятикнижия имеет ряд отличий от масоретского текста. Самаритяне продолжают приносить в жертву агнца на Песах.

Признавая себя потомками Иосифа и его сыновей Манассии и Ефрема, самаритяне считают себя истинными евреями и почитают только Тору и Книгу Иисуса Навина. Святыня самаритян – гора Геризим. Всего в современной цивилизации сохранилось порядка 640 самаритян, объединенных в две городские общины в Холоне и Шхеме.
В ПОГОНЕ ЗА СЕНСАЦИЕЙ

«О встрече с самаритянами и мечтать нечего, — предупредил всезнающий коллега-журналист. — Община самаритян закрытая, репортеров на пушечный выстрел не подпускает».

Вызов брошен! Теперь оставалось найти ту единственную нить, которая приведет меня в недра закрытой общины.

В просторном доме Йегошуа я застала типичную для Израиля картину: 14-летний сын Биньямин и его 10-летняя сестричка Эмили уткнулись в экраны компьютеров.

На первый взгляд, семейство Йегошуа ничем не отличается от любой среднестатистической израильской семьи. Просторный, построенный на века белокаменный дом (в комнатах — идеальная чистота), ухоженный сад — признаки высокого качества жизни. А почему бы нет? Ицхак — выпускник факультета управления бизнесом Хайфского Техниона.

Человек с аристократичными манерами, Ицхак в детях души не чает и мечтает, чтобы оба получили хорошее образование.

— Как удалось самаритянам выжить в крайне враждебном, мягко говоря, окружении? – спрашиваю я.

— Увы, выжить как народу самаритянам не удалось, — констатирует Ицхак Йегошуа. — Во времена Римской империи нас было полтора миллиона. И хотя римляне так и не сумели изгнать нас со Святой Земли, часть наших предков была уничтожена в ходе жесточайших войн, а другие были вынуждены принять ислам — в противном случае их ждали либо пытки, либо голодная смерть. К началу ХХ века в Шхеме, Дамаске и Каире оставалось всего 70 самаритян, но никто из них не поддался давлению обстоятельств и веры своей не предал. Я, например, — самаритянин в 150-м поколении! И считаю физическое выживание бессмысленным, если твоим предкам не удалось сохранить веру и традицию.

Стоит приблизиться субботе — как все меняется. Жизнь в квартале вилл замирает: в день Молитвы запрещено включать свет, ездить на машине, курить. Даже обед подогреть нельзя. Голод утоляют салатами: мелко нарезанные свежие овощи с оригинальными приправами — острыми, пикантными.

— Но ведь и верующие евреи по субботам не ездят и не работают… – замечаю я.

— Да, но самаритяне от евреев отличаются, — говорит Ицхак. — На сегодняшний день нас осталось всего 640 душ (половина живет в Холоне, половина — в деревне под Шхемом), но мы – народ, этнос! Нас объединяет не только вера в Б-га Израиля, не только древняя письменность, но и своеобразные обычаи.

Самаритяне не прибивают на дверной косяк мезузу: вместо нее в каждом доме вывешивают (под стеклом и в раме) вышитые золотом на черном шелке цитаты из Торы.

— От полного уничтожения самаритян спасло провозглашение в 1948 году Государства Израиль, — говорит Ицхак. — Не будь оно создано, на сегодняшний день самаритян, скорее всего, постигла бы столь же трагическая участь, как инков, этрусков, хеттов и парфян…

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Светские израильтяне в большинстве своем не приемлют тех самоограничений, которых строжайше придерживаются самаритяне, а евреи-ортодоксы и вовсе не признают их единоверцами. Возможно, в этом кроется причина того, что до сих пор ни один еврейский мужчина не женился на самаритянке. Зато женщин в общину было принято не меньше десятка, в том числе Вероника — репатриантка из СНГ, вступившая в брак с младшим братом Ицхака.

Национальность детей определяется по отцу, а не по матери. Если самаритянин женился на еврейке, то ребенок должен быть записан самаритянином. Но, возможно, достигнув совершеннолетия, он изберет себе двойную национальность: самаритянин-еврей. Случается и такое!

Как бы там ни было, Закон о возвращении на самаритян распространяется, то есть евреями они признаны официально, на государственном уровне. Одна беда: репатриироваться им… неоткуда! Разве что из Шхема, с горы Геризим, но как оставить главную иудейскую (с точки зрения самаритян) святыню?!

— Cамаритянам, — объясняет Ицхак, — категорически запрещено вступать в брак с мусульманами, христианами и атеистами. Евреи — часть нашего народа, а мы — неотъемлемая часть народа еврейского. Одна религия, одна традиция, одни и те же (за некоторыми исключениями) праздники.

В отличие от евреев, самаритяне не отмечают Хануку, Пурим и не постятся 9 Ава только потому, что, как сказал Ицхак, «героическая гибель маккавеев в крепости Масада — это гораздо более поздняя история нашего народа, чем та, которая отражена в Торе». Зато еврейский новый год (Рош ха-Шана), Песах, Суккот, Симхат Тора, Шавуот в квартале самаритян празднуют с особым размахом.

— Пятнадцатого числа месяца Нисана мы отмечаем Песах, — говорит Ицхак. — Правда, сам седер принципиально отличается от принятого в Израиле. Мы всей общиной поднимаемся на гору Геризим, где у каждого из нас есть свой дом. Целый год он на замке, жизнью наполняется только в канун Песаха. Наш дом в Шхеме намного красивее того, что построен в Холоне: он просторнее (площадь – 150 квадратных метров), снаружи отделан иерусалимским камнем, а внутри выложен керамикой. В Песах мы готовим кошерную баранину и в полночь усаживаемся за стол. А на другое утро переходим на мацу.

В суккот самаритяне строят шалаши не во дворе, как это делают израильтяне, а прямо в доме.

Над головой появляется рукотворный «ковер», сотканный из свежих цитрусовых. Плоды срезают с деревьев таким образом, чтобы их можно было подвесить на потолке и на стенах. Суккот — поистине сказочные дни. Весь дом наполняется божественным ароматом, который еще долго витает в воздухе…

В Судный день постятся все — даже грудные дети («Нашей дочери Эмили 10 лет — и она уже 10 раз постилась: согласно традиции, в первый раз младенец может соблюдать пост через 24 часа после того, как его отлучили от груди, — говорит Кохава, жена Ицхака. – Благодаря закалке дети вырастают выносливыми и здоровыми»).

Ицхак считает себя представителем новой формации самаритян: «Я обязан дать детям то, чего не смог получить от своих родителей, — говорит он. — Попробовал бы я попросить отца, чтобы тот купил мне велосипед. Об этом и речи не было! Я должен был заработать на «колеса» самостоятельно. Зато мой сын сменил уже шесть велосипедов».

В синагоге самаритян вы не увидите привычных глазу скамеек: прежде, чем войти в святая святых, снимают обувь, а сидят и молятся — на коврах.

— Но не подумайте, что самаритяне переняли эту традицию у арабов, — предостерегает Ицхак. — Напротив: это мусульмане переняли нашу традицию: ведь иудаизму — 3600 лет, а исламу — всего 1400! Зато «шива» (семь дней поминок) самарятине сидят на стульях, а не на полу, как это принято у евреев: у нас не возводят смерть в культ. Человек умер — значит, душа вознеслась в рай, а тело уже не представляет никакой (читайте Тору!) ценности. Хоронят самаритян на кладбище на горе Геризим. Семь дней родные и близкие усопшего читают Тору, а на восьмой мужчины должны сбрить бороду. Мы поклоняемся культу жизни и устремлены в будущее.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора