Обед с бифштексом на Девятое ава. Пост Тиша бе-Ав

Готовя евреев к вступлению в Эрец Исраэль, Моше говорит намеками о грехах поколения пустыни. Он вспоминает трагическую историю с разведчиками. Если бы евреи не поверили их пессимистическому отчету, а сразу вошли в Страну Израиля, Б-г дал бы им всю обещанную землю. Но они не приняли этот драгоценный дар, и в результате все поколение было приговорено к постепенному вымиранию в пустыне. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец Исраэль. Опомнившись в тот трагический день, евреи попытались исправить положение: они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-г не поддержит их, и потерпели разгром. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона, земли которых не войдут пока в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем, без видимой поддержки Б-га.

9-d0b0d0b2d0b0

***

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…» (1:1).
В один кошерный ресторан в Нью-Йорке заглянул антисемит. Надо сказать, что о кошерности этого ресторана знали только немногие люди. Соответствующее свидетельство «глат-кошер» висело над баром, но выглядело так невзрачно, что на него не обращали внимания. Большинство посетителей были неевреи, и они ценили в первую очередь качество блюд и приятную атмосферу заведения…
Пришедший антисемит выглядел внушительно: злое красное лицо, косая сажень в плечах и наглость, сквозившая в каждом его движении. Оглядев зал, он тут же заметил еврея в ермолке, единственного в тот вечер, который тихо сидел в боковой нише за одноместным столиком, потягивая чай с лимоном из стакана, в который он время от времени доливал кипяток и заварку. Смерив его злобно презрительным взглядом, антисемит громко обратился к старшему официанту: «Примите заказ: бутылка шотландского виски для каждого посетителя в этом ресторане». Старший официант осторожно спросил: «Вы знаете, сколько стоит у нас бутылка виски?» «Бутылка скотч-виски каждому в этом ресторане… кроме этого еврея!» — сказал посетитель и указал в направлении человека в ермолке.
Виски было подано соответственно полученному заказу. Еврей в нише не повел и бровью. Он лишь долил кипяток в свой стакан.
Антисемит еще больше побагровел от ярости: «Эй, шеф! Семьсот грамм телячьего бифштекса для каждого в этом ресторане!» «Двести долларов за порцию…» — снова предупредил его старший официант. «Для всех, кроме еврея!» — рявкнул антисемит.
Еврей все так же потягивал чай, будто не замечая происходящего в зале. Антисемит чуть не лопался от злости. Его явно понесло: «Всем самого дорогого десерта из меню, и не забудьте раздать пакеты, чтобы люди могли забрать с собой недоеденное! Всем, кроме еврея!»
Объект его ненависти все так же бесстрастно пил чай, не глядя по сторонам и не обращая внимания, как мимо него несут подносы с клубникой (не по сезону) в сахарной пудре и шоколадные пирожные с нежными кремовыми розочками.
Наконец краснолицый бугай не выдержал. Он подошел к еврею и прошипел сквозь зубы, глядя на него в упор: «Что ты тут делаешь? Кто ты такой?» «Я — владелец этого ресторана», — ответил тот с лукавой улыбкой…
Народы мира презирают нас, обвиняют во всех мыслимых преступлениях. Они неустанно терроризируют нас словами и действиями. Но мы, евреи, должны помнить, что в конечном итоге все это обернется нам на пользу.
Девятое ава — самый печальный день в нашей истории. В этом году он выпадает на шаббат раздела «Дварим», но пост переносится на следующий день — воскресенье.
Девятого ава народы мира изливали на нас свою ярость: сожгли два наших храма и вырезали все население Бейтара, в 1492 году изгнали нас из Испании, а в 1942 году отправили первый железнодорожный состав с польскими евреями из Варшавского гетто в Треблинку. И это еще не полный список их деяний.
Однако в тот же печальный день должен родиться наш Спаситель — Машиах, потомок царя Давида, который вернет еврейскому народу царский венец. И тогда народы мира поймут, что все задуманное и сделанное ими против нас, пошло на оплату шикарного обеда с телячьим бифштексом к Девятому ава.

Тора — на все времена и страны

«По ту сторону Иордана, в стране Моав, начал Моше объяснять учение это…» (1:5).
Раши поясняет: «Моше объяснял им (сынам Израиля) Тору на семидесяти языках».
Отсюда мы учим, говорит Ктав-Софер (рабби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер, 1815–1871, Венгрия), что Тора была дана нам для того, чтобы мы выполняли ее законы не только в пустыне или даже в Стране Израиля. Тора изначально предназначалась для любого места на земле, где окажутся евреи.
Мы не похожи на другие народы, которые привязаны к какому-то определенному месту, к определенной стране. Мы — евреи по Торе и, храня ей верность, остаемся евреями независимо от местонахождения и языка, на котором разговариваем.

Наказаны за «неправильную» интонацию…

«И услышал Б-г звук слов ваших, и разгневался…» (1:34).
Старый советский анекдот:
– Рабинович, за что вас исключили из партии?
– За неправильную интонацию, когда я декламировал Маяковского: «Я знаю, город будет? Я знаю, саду цвесть?»
В своем отчете об осведомительном походе в Эрец Исраэль разведчики не сказали ничего предосудительного. Они честно и объективно сообщили о достоинствах увиденной ими страны, но затем добавили: «Но силен народ, живущий в этой стране» (Бамидбар, 13:28). И тогда стало ясно, что за их «правдивым» отчетом скрывается сарказм, что их восхваления неискренни и они не верят в возможность завоевать эту землю.
Вот почему в Торе написано: «И услышал Б-г звук слов ваших», а не «слова ваши». Слова были вполне невинны. Однако интонация выдала истинное мнение разведчиков о Земле Обетованной.

…И за притворную исповедь

«И отвечали вы, и сказали мне: “Согрешили мы пред Б-гом!”» (1:41).
По словам Рабби Шломо Клугера (1783–1869, Польша, Галиция), исповедь имеет смысл лишь в том случае, если она выходит из сердца. Если же она только произносится устами, то лишь добавляет еще один грех к уже совершенным грехам.
Вот почему серия покаянных исповедей «Аль хет ше-хатану лефанеха…» («За грех, которым грешили мы пред Тобою…»), произносимых в Йом Кипур, включает в себя и «грех, которым грешили мы пред Тобой своими неискренними исповедями».

tisha_beav_1

«Вы исповедались передо мною, — упрекал евреев Моше. — Передо мной, а не перед Б-гом». Тем самым он хотел сказать: «Если бы ваше раскаяние было искренним, то вы должны были бы адресовать ваши исповеди Ему, а не мне».
Вот почему Б-г предостерег их в следующем стихе: «Не поднимайтесь и не сражайтесь, ибо нет Меня среди вас». Это было не наказание, а констатация факта: «Меня нет среди вас, потому что вы сами не внесли Меня в свои сердца, и поэтому ваша попытка исправить свой грех и завоевать Эрец Исраэль обречена на провал».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора